Несмотря на все попытки Правительства и Верховной Рады улучшить нашу жизнь, народ, в одночасье лишившийся всех своих банковских вкладов, сбережений, надежд и чаяний, так и остается при своих интересах. Оказывается, одна из основных задач сейчас – увеличить минимальную заработную плату, максимально приблизив ее к прожиточному минимуму! То есть к той сумме, которой не хватает даже на полноценное питание.Государство открыто заявило, что теперь оно обеспечивает своим гражданам, то есть нам с Вами, 15% физиологически необходимого объема пенсии, остальные 85% - это негосударственное добровольное пенсионное обеспечение. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»! Действительно, законодательно возможности нам даны, но ведь никто нас не научил правильно распорядиться ними!
От того, насколько быстро мы сориентируемся, будет зависеть дальнейшая жизнь не только наша, но и наших детей и внуков
Мало того, многие из нас до сих пор имеют об этом довольно смутное представление!
Наша новая пенсионная система фактически скопирована с пенсионных систем, успешно применяемых на протяжении уже нескольких поколений большинством развитых стран.Не пробовали ли Вы подсчитать, какую сумму денег удержало с Вас Государство за всю Вашу трудовую жизнь? Если не пробовали, то поверьте на слово – этих денег хватило бы Вам на пенсию размером в 250-300$ ежемесячно до 100 лет жизни, да еще круглую сумму Вы оставили бы своим наследникам! А что вместо этого мы имеем?!
наши дети продолжают повторять наш жизненный путь, начиная с нуля, и передавая своим детям все ту же пресловутую «дырку от бублика»!
Совершенно иная картина в развитых странах. Четыре поколения спокойно и планомерно оплачивают свои накопительные страховые программы, обеспечивают себе безбедную старость и передают накопления по наследству.Давайте использовать себе во благо хотя бы те возможности, которые появились у нас со вступлением в силу таких законов, как:
«Законодательство Украины о Страховании»,
Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении»,
Закон «О налогообложении прибыли предприятий»,
Закон «О налоге на доходы физических лиц».
Теперь каждый из нас может сделать реальный выбор – надеяться на Государство, на его пенсионную „подачку”, или же позаботиться о себе и близких самому (конечно, если еще позволяет возраст). В чем собствено проблема? для осознания нужно немного прокрутить факты из истории...
Многие столетия заботу о стариках брали на себя их дети и внуки.Семьи ведь тогда были большие - по 6-7 детей.Хотя даже и тогда не просто было кормить стариков, которые также трудились на семью до последнего вздоха.
Однако время шло, семьи сократились, старики стали жить отдельно, а богатство общества увеличивалось.Тогда возникла гуманная идея - возложить заботу о пожилых людях на общество, то есть заставляя всех тудоспособных платить понемногу и обеспечить таким образом всем старикам финансовый источник достойного сущестовования.Так возникли пенсии, а стариков стали называть пенсионерами.Тоесть система пенсионного обеспечения, при которой одно поколение содержит другое - старшее, получила название СОЛИДАРНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ - младшие солидарно содержат старших.Так государство берет на себя заботу о стариках, выполняя перераспределительную функцию. В ХХ веке эта система работала довольно неплохо.Пока была высокая рождаемость, и число работающих значительно превышало число пенсионеров.Особенно благоприятная ситуация сложилась в конце 60х - 70х гг, когда после. II мировой войны рождаемость "взлетела до небес" , возник демографический взрыв, как говорят в Европе "беби-бум" Здоровое многочисленное поколение могло без проблем кормить довоенное поколение ,которое вынесло на себе все тяготы самой разрушительной войны и голодоморов.Однако солидарная пенсионная система сыграла злую шутку с теми, кто ее так любил.Не сразу, но постепенно люди сообразили, что рожать детей нет больше смысла, так как их финансовое благополучие ,зависит не от детей, а от правительства.С рождения и воспитания детей интересы переключились на политику.Тогда в 60е и 80е гг ХХ века были заложены основы нынешнего демографического кризиса.Чрезмерное привлечение женщин в общественное производство и бизнес привело к беспрецедентному снижению рождаемости. Демографические проблемы. остро проявили себя в 90х годах, когда прирост трудоспособного населения начал снижатсья. Сегодня в болшинстве развитых стран на одного пенсионера приходится 4-5 человек трудоспособного населения.Причем демографические прогнозы показывают что к 2025 году соотношения пенсионеров и трудоспособных составит в странах европы 1: 2,5, в США - 1:3,5.Увеличение продолжителности жизни и уменьшение рождаемости в Европе и США приводят к уменьшению так называемого коэффициента зависимости (соотношение лиц трудоспобного возраста и пенсионеров), что неизбежно приводит к снижению соотношения средний пенсии к средней заработной плате.К 2025 году у нас на руках окажутся миллионы беби бумеров старше семидясяти, не имеющих денег, не распологающих временем и нуждающихся в самом серьезном медицинском уходе.
В Украине по данным пенсионного фонда за 2006 г - 13млн 300тыс пенсионеров при общей численности населения 46млн 741 тыс человек , которое продолжает сокращаться.Около 10 млн человек составляют дети и молодежь, которая еще, ПО ПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ, не работает. При этом примерно 5 млн граждан Украины, находящихся в трудоспособном возрасте ,не являются застрахованными лицами ,то есть с их заработной платы не производятся отчисления в Пенсионный фонд.Часть из них работает в сфере "теневой экономики", а часть заграницей.В итоге ситуация такая, что на 10 работников приходстя 9-10 пенсионеров.Это очень высокая нагрузка, котрая неизбежно ведет к недостатку у Пенсионного фонда Украины собственных средств для выплаты пенсий.Дефицит средств Пенсионного фонда покрывается за счет Государственного бюджета, который, как известно, тоже дефицитен.
По оценком экспертов в 2040 году на 1000 работающих будет приходится 1200 пенсионеров. А сколько из них будет работать на экономику зарубежных стран?Тоесть рост продолжительности жизни пенсионеров в Украине бьет по солидарной пенсионной системе, так как чем долше живет пенсионер, тем больше денег должен иметь Пенсионный фонд Украины.Как вы думаете , сколько еще может просуществовать система, из которой забирают больше, чем вкладывают? Сейчас чтобы пенсионер получал пенсию в размере 1000 грн нужно удерживать с пенсионный фонд порядка 814 грн с ЗП, а лет через 30, для пенсии в 1000 грн, необходимо буде удерживать 1304грн с ЗП.Далее ситуация будет толко ухудшатся. Пенсионная государственная система еле держиться. ЗА 2006г дефицит в ПФ составил порядка 7,5 млрд грн, в 2007 - 25 млрд, в 2008 - 34 млрд грн, который пополняется с госбюджета. Но гос бюджет то тоже в дефиците. Что бы его пополнить что нужно сделать? правильно, поднять налоги. Поэтому видя такую ситуацию, и сравнив как с нее выкрутились развитые страны, политики сделали реформу.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА УКРАИНЫ..
Сегодняшнюю ситуацию с пенсиями назвать иначе, чем кризисом солидарной пенсионной системы, невозможно. Причины этого кризиса - демографическая ситуация, в условиях которой существование солидарной системы пенсионного обеспечения в ее нынешнем виде практически невозможно. Простых способов решения проблемы не существует.Нужны глубокие и системные ее преобразования.Сегодня большинство наших граждан и госчиновников, так или иначе связанные с пенсионным обеспечением ,считают, что цель пенсионной реформы это повышение пенсий нынешним пенсионерам.При этом обоходится стороной вопрос - за счет чего будут повышаться пенсии?Для этого была проведена пенсионная реформа в Украине в 2004 г. Основаня задача пенсионной реформы состоит в том, чтобы создать прочную и мощную систему сбережения и генерирвания денежных средств тех ,кто сегдня работает и создает материальные ценности и услуги с тем ,чтобы затем использовать накопленные средства на выплату пенсий.Пенсионная реформа уже произошла в законодательстве, теперь она должна произойти в умах людей.
Согласно реформе и ст2 Закона о государственном пенсионном страховании, пенсионная система Украины состоит из трех уровней:
1. Реформированная солидарная система общеобязательного гос пенсионного страхования.
2. Накопительная система общеобязательного гос пенсоинонного страхования.
3. Система негосударественного пенсионного обеспечения.
Доминирующее место в пенсионной системе остается за ныне действующей солидарной системой, смысл которой состоит в том, что деньги платят одни, а получают другие.Но недостаток в том, что малочисленное поколение не в силах прокормить все нарастающее старшее поколение.Законодатели прямо и откровенно не сказали сорока и пятидесятилетним людям ,что солидарная система закончится на их поколении, и что себе на пенсию они должны накопить сами.Поэтому граждане, моложе 50 лет пребывают в иллюзии, что государство позаботится о них. Распояжение КабМина -
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=364-2007-%F0 также слабо выполняется. Однако преимущество в новой пенсионной системе состоит в том, что всем, в том числе и беби-бумерам, которым сегодня далеко до 60, дается шанс самостоятельно решать свою пенсионную проблему через систему накопительного пенсионного обеспечения.
Что касается накопительной системы общеобязательного гос пенсионного страхования, то она еще только планируется в запуск с 2009 года или того позже.Поэтому я не буду на ней сейчас останавливаться.
Второй действующей системой пенсионного обеспечения в Украине является система негосударственного пенсионного обеспечения, которая говорит о том ,что граждане могут сами накапливать себе на пенсию через специальные финансовые структуры - банки(пенсионные депозитные счета), Негосударственные пенсионные фонды(пенсионный контракт), и страховые компании Life(договор накопительного страхования - полис )
Иными словами этой реформой нам прямо сказали, что те кто сейчас работают, могут уже не расчитывать на гос пенсию, и что мы должны сами позаботиьтся о своей пенсии. И не исключено ,что в скором времени могут отменить солидарную систему вообще.
Что касается сравнения банков, НПФ и страховых компаний ,то страховые компании имеют ряд преимуществ по сравнению с банками и НПФ, такие как например страховая защита, высокоприбыльность за счет сложного процента, надежность(ни одна компания по страхованию жизни во всем мире еще не обанкротилась), более жестким законодательством и гос надзором за деятельностью и тд.Если интересует более подрбная информация, могу сделать отдельную тему для обсуждений, где указать кратко сравнительную характеристику этих трех финансовых структур.
Поэтому вывод можно сделать такой -лучший способ помоч бедным, это не стать одним из них!