О, дякую, пане Володимире! А будівля пошти була десь неподалік? Мама казали, що колись в тому районі була площа Поштова і там автобуси зупинялися..
Саме так.
"
Во второй половине XIX столетия рядом с узловой станцией Краматорская, которая была образована в результате примыкания Донецкой Каменноугольной железной дороги к Курско-Харьково-Азовской железной дороге, возник небольшой одноименный поселок.
Закладка и строительство в 1896-1897 гг. в непосредственной близости от ст.Краматорская механического завода, принадлежавшего акционерному обществу «В.Фицнер и К.Гампер» (ныне ОАО «СКМЗ»), содействовало быстрому социально-экономическому развитию поселка Краматорская. Буквально на глазах жителей окрестных селений рядом со станцией - на левобережье реки Казенный Торец – в те годы выросло предприятие, оснащенное оборудованием европейского уровня. Строительство доменного отделения и учреждение на базе завода Краматорского металлургического Общества в 1898 г. заметно ускорило появление в этом некогда глухом уголке признаков европейской цивилизации, которые предопределили дальнейшую судьбу поселка, превратившегося через три с половиной десятилетия в крупный индустриальный и культурный центр на севере Донецкой области – город Краматорск.
Активная деятельность заводской администрации, быстрый рост численности населения поселка, в составе которого были иностранные рабочие и служащие, стали, пожалуй, главной причиной открытия здесь почтового отделения, призванного обеспечить своевременную обработку возросшего потока деловой и частной корреспонденции.
Дату открытия первого почтового отделения в поселке Краматорская удалось установить в результате исследовательской работы, проведенной им в январе-мае 2008 года.
Исследование показало, что первое упоминание о существовании в здешнем поселке почтового отделения было опубликовано в справочном издании Харьковского губернского статистического комитета «Харьковский календарь на 1898 год». В нем содержатся сведения о том, что в 1898 году в поселке уже существовало Краматорское почтовое отделение, начальником которого был Иван Алексеевич Тюленев 1.
Открытие первого почтового отделения на территории г.Краматорска последовало весной 1897 года. Уточненную дату удалось обнаружить в перечне почтовых отделений Российской Империи ("List of Post Offices in the Russian Empire"), подготовленном и изданном в 2004 году российским филокартистом A.Кирюшкиным совместно с его зарубежными коллегами П.Робинсоном и Б.Шнайдером. В этом уникальном издании под №10455 значится поселок Краматорская и приводятся данные о дате открытия и изменении статуса местного почтового отделения, а именно: март 1897 г. - открыто почтовое отделение; ноябрь 1898 г. - статус отделения изменён на "почтово-телеграфное" 2.
Подтверждение изменения статуса Краматорского почтового отделения в 1898 найдено в «Харьковском календаре на 1900 год», где указано, что по состоянию на 1900 год Краматорское почтовое отделение действительно уже имело новый статус - «почтово-телеграфное отделение», а его начальником являлся Степан Федорович Похетиев 3.
Описание поселка и завода Краматорского металлургического Общества, относящееся к началу XX века, указывает, что первое почтовое отделение в Краматорской располагалось в одном из заводских зданий. Это важное для истории краматорской почты свидетельство содержится в «Иллюстрированном спутнике по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге», изданном в 1902 году.
“С северо-восточной стороны Краматорской станции, - сообщает путеводитель, - расположен завод, принадлежавший Краматорскому металлургическому обществу. Это первый завод по пути от Лозовой на Ростов. Ближайшие из принадлежащих заводу зданий, пятнадцать одноэтажных и три двухэтажных дома, находятся близ полотна дороги с восточной его стороны и составляют поселок, выстроенный заводом для служащих, работающих при доменных печах. Общий вид на здания завода открывается с платформы станции, но он лучше виден, если смотреть с мостика для пешеходов, перекинутого через пути у станции. Если стать лицом к северу, то будут видны: сперва, находящиеся почти у полотна дороги, доменные печи завода, с приспособлениями для засыпки руды, воздуходувными трубами и проч. Правее, дальше от полотна дороги, находятся литейная, вальцетокарная, здание заводской конторы, амбулатория и т. д. до последнего здания завода - машиностроительного отдела. Все заводские здания обнесены забором. С правой стороны забора начинается улица, отделяющая заводские здания от группы двух и трех-этажных домов, которою заканчиваются принадлежащие заводу постройки. Эта группа, состоящая из пяти трех-этажных и нескольких двух-этажных домов, предназначена для квартир директора, и других служащих, не исключая рабочих, а также для помещений почтово-телеграфной конторы, больницы, школы, библиотеки и проч.” 4.
Таким образом, на основании исследования установлено, что появление почтовой связи в г.Краматорске относится к марту 1897 г., а статус «почтово-телеграфное отделение» местная почта получила в ноябре 1898 г. Из истории Краматорска известно, что площадь, простиравшаяся перед почтой, а также улица, на которой она находилась, еще до 1917 г. имели соответствующее название – площадь Почтовая и улица Почтовая".