Это не мой авторский материал.
Я - автор преамбулы, вставки, компоновки.
Привожу его из газеты "Поиск":
В годы Великой Отечественной войны восточнее оккупированного города Крама-торска был оборудован и активно действовал вражеский аэродром, откуда самоле-ты противника поднимались в небо, чтобы наносить удары по военным объектам и позициям частей Красной Армии.
Сведения о немецком аэродроме удалось обнаружить совсем недавно. И что инте-ресно, упоминания о нем содержатся как в советских мемуарах, так и в источниках из стран, воевавших в годы второй мировой войны против СССР. В канун 64-й го-довщины Дня Победы редакция газеты «Поиск» публикует рассказ из книги Н.Ильина и В.Рулина «Гвардейцы в воздухе», который описывает один из малоиз-вестных эпизодов боевых действий советской авиации в районе Краматорского аэродрома весной 1943 года.
ПО АЭРОДРОМАМ ВРАГА
К весне вражеская авиация активизировалась. В воздухе над линией фронта все чаще стали появляться вражеские истребители, на бортах их нарисовали различные эмблемы: удавы, драконы, осы, пиковые и червонные тузы. Коки винтов были выкрашены яркой краской.
Ясно, что на наш участок фронта прибыли новые части истребителей.
10 апреля в шесть часов двадцать минут утра аэродром Половинкино подвергся неожи-данному штурмовому удару. С юга по долине реки Айдар на бреющем полете подкрались восемь Ме-109 и с ревом обрушились на самолеты, расставленные по краю аэродрома. Наше дежурное звено не успело подняться в воздух. Сбросив осколочные бомбы и обстреляв из пушек рассредоточенные по капонирам самолеты, «мессеры» ушли. Им удалось зажечь стоявший на ремонте рядом с ангаром Пе-2 да на одном Ла-5 перебить трубку гидросистемы.
Редакции «Поиска» удалось найти данные румынского источника, который этот же эпизод освещал следующим образом:
«10 апреля 1943 г. десять румынских "Мессершмиттов" атаковали советский аэро-дром, расположенный севернее Ворошиловграда, уничтожив на земле пять бом-бардировщиков Пе-2. И хотя затем эти данные были подтверждены снимками, сде-ланными самолетами-разведчиками Люфтваффе, командование румынской авиа-ции засчитало своим пилотам только два самолета. В результате зацепок бюрокра-тов, никогда не бывавших на фронте, трем пилотам - Иону Милу, Николаэ Бурилеа-ну и Тибериу Винка - не было засчитано по одному уничтоженному на земле Пе-2».
Гвардейцы настаивали на том, чтобы нанести ответный «визит». Но прежде чем это сде-лать, командир полка решил узнать, откуда могли прилететь непрошеные гости. Послал на разведку три пары Ла-5. Первую пару возглавил Шардаков. Он должен был осмотреть два аэродрома: один в Яме, другой в Артемовске; Дмитриев и Гринев — аэродром Бар-венково, а Лавейкин и Быковский — в Краматорской и южнее ее. Ведущие двух первых пар доложили по радио, что на разведанных ими аэродромах скоплений вражеских само-летов не обнаружено, там лишь одиночные машины. Третья пара подошла к Краматор-ской с юга. Увеличив скорость, на бреющем полете выскочила на аэродром. Видимо, приняв их за своих, дежуривший на старте поспешил выложить посадочный знак «Т». Разведчики увидели слева вдоль взлетно-посадочной полосы два ряда Ю-88 и Хе-111, а справа — одномоторные самолеты Ю-87, Хе-126 и Ме-109. Всего около восьмидесяти-девяноста машин. На взлетной полосе хорошо просматривались четыре Ме-109 из де-журного звена. Появление нашей пары было настолько внезапным, что немецкие зенит-чики не успели сделать ни одного выстрела.
После доклада о результатах разведки командир полка приказал Лавейкину быть готовым в 14.00 нанести штурмовой удар по этому аэродрому.
Налет наших восьми истребителей в обеденное время ошеломил фашистов. Вражеская зенитная артиллерия открыла огонь лишь тогда, когда летчики под командой Лавейкина успели бомбами и пушечным огнем зажечь четыре самолета.
Не обращая внимания на ураганный огонь зениток, наши истребители попарно устреми-лись к земле, расстреливая пушечными очередями самолеты на стоянках. С десяток за-пылало.
Один Ме-109 был сбит в воздухе ведомым Лавейкина летчиком Попковым в тот момент, когда гитлеровец, производя четвертый разворот, безмятежно планировал на посадку с выпущенными шасси и щитками.
На следующий день, вынырнув из кучевых облаков, над нашим аэродромом появились четыре Ме-109. Наперехват вражеских истребителей вылетели Лавейкин, а затем и Пчелкин. Но «мессеры» боя не приняли. Спикировав на аэродром, сбросили на малень-ком парашютике какой-то предмет и на максимальной скорости и малой высоте быстро удалились. Предмет оказался консервной банкой. В ней обнаружили поверх насыпанных зерен гороха небольшую записку на бланке коменданта Краматорского аэродрома. Фа-шисты нагло утверждали, что наш налет не имел успеха. Для проверки достоверности сказанного приглашали наших парламентеров, за целостность которых ручались. Далее следовала приписка, что они, немцы, сбросят на наш аэродром столько бомб, сколько на-ходится горошин в этой банке.
Командир смешанного авиакорпуса генерал Аладинский после этого послания решил на-править для удара по тому же аэродрому еще две группы штурмовиков и истребителей. Командование сочло нужным в течение дня не тревожить аэродром противника. Удар произвести рано утром большой комбинированной группой из Ил-2, Ла-5 и Як-1.
Вот как это событие описано в румынском источнике:
«В 03.45 6 мая с аэродрома Краматорск, где тогда базировалась Gr.7 Van., подня-лась пара "Мессершмиттов", которые пилотировали адъютанты Ион Милу и Георге Фиру. Под фюзеляжем каждого из самолетов было подвешено по одной 250-кг бомбе, которые они должны были сбросить на одну из советских артиллерийских батарей. Вскоре после взлета румынские пилоты увидели на высоте две тысячи метров группу из 18 Ил-2, которые под прикрытием 20 Ла-5 летели в направлении их аэродрома.
Сбросив бомбы на запланированную цель, оба "Мессершмитта" на максимальной скорости вернулись к Краматорску и атаковали противника. Это позволило под-няться в воздух еще трем румынским истребителям. В ходе ожесточенного боя Милу удалось сбить сразу три Ла-5, но при этом и его Bf-109G получил попадание в топливный бак. Самолет начал стремительно терять горючее, Милу был вынужден выйти из боя и в 04.20 благополучно приземлился в Краматорске.
В июне 1943 г. Ион Милу было присвоено звание сублокотенента, что было боль-шой редкостью для румынской авиации, в которой унтер-офицер практически не имел шансов стать офицером».
Таким образом, в 1943 году в небо над оккупированным Краматорском поднима-лись самолеты, пилотируемые не только немецкими, но и румынскими летчиками.
По классу трудности налет на вражеский аэродром — одно из самых сложных заданий. Помимо большого летного мастерства, от летчика требуется хорошая психическая подго-товка и смелость: бой проходит, как правило, далеко за линией фронта, когда мало шан-сов вернуться невредимым на свой аэродром.
Успех операции всегда зависел от хорошей организации вылета. Не последнюю роль иг-рали фотоснимки разведчиков, по которым определялись расположение самолетов, складов на аэродроме, их прикрытие зенитными средствами и возможная плотность огня.
Накануне вечером Зайцев собрал намеченных к участию в предстоящей операции летчи-ков-истребителей нашего и соседнего авиаполков и в присутствии ведущих групп Ил-2 поставил перед ними боевую задачу. Начальник штаба товарищ Калашников довел до всех летчиков организацию боевого вылета, состав групп: ударной и непосредственного прикрытия, а также групп подавления зенитного огня.
Затем наш командир, пользуясь крупномасштабной картой и фотопланшетами, обстоя-тельно изложил подробный план уничтожения фашистских самолетов на аэродроме Кра-маторская.
Особое внимание было обращено на взаимодействие истребителей и штурмовиков при встрече над своим аэродромом, при следовании на цель, атаке цели, уходе от нее, сборе и следовании домой, на выполнение противозенитного маневра и взаимную товарище-скую выручку. Первую атаку решено было производить со стороны солнца.
Заместитель командира полка по политчасти объяснил, насколько серьезна задача, вы-сказал ряд советов. Уяснив все детали предстоящего полета, летчики разошлись по сво-им эскадрильям.
...Раннее весеннее утро. Заря только занималась. Горизонт таял в туманной дымке.
В сумерках наступающего утра еще дремлют на своих стоянках истребители. Пришли ме-ханики — земные хозяева машин, и прифронтовой аэродром ожил. Постепенно зарабо-тали моторы, из выхлопных патрубков вырвались лиловые языки пламени, единственные источники света на летном поле. Через минуту могучий рев потряс полусонную степь. На-конец все моторы прогреты и опробованы.
И опять на аэродроме напряженная тишина. Механики в последний раз осматривают са-молеты, вооружение и оборудование, дозаправляют баки бензином, маслом, пополняют бортовые баллоны воздухом. Самолеты к вылету готовы. Объехав все их стоянки, бензо-заправщики и маслозаправщики направляются в отведенные укрытия.
Летчики в кабинах ждут сигнала. Техники в любую минуту готовы повернуть вентили аэ-родромных баллонов сжатого воздуха, чтобы запустить моторы.
В назначенное время на заданной высоте над нашим аэродромом появляются две группы по восемь Ил-2 и встают в большой круг, поджидая истребителей сопровождения.
Теперь аэродром снова наполняется грохотом моторов. Ла-5 и Як-1 выруливают на старт. Самолеты звеньями отрываются от взлетной полосы, убирают шасси и, красиво развер-нувшись на малой высоте, спешат к штурмовикам. Истребители — верные и надежные друзья штурмовиков, разделившись на пары, занимают свои места в общем боевом по-рядке.
Быстро меняется ландшафт. Отчетливо видны огненные вспышки, ползущий по земле сизоватый дым. Линия фронта пройдена. Внизу территория, занятая противником.
Чтобы ввести в заблуждение немецкие посты ВНОС, группа меняет курс своего следова-ния.
Бездонная синь апрельского неба. Прозрачен воздух. Ни облачка. Над горизонтом пока-зался краешек солнца. Его лучи бликами отражаются на плексигласе фонарей кабин и металлических дисках .воздушных винтов. И на этот раз наши самолеты летят над Дон-бассом, временно захваченным врагом.
Опять бегут навстречу и уходят назад под крыло терриконы, вокруг которых белеют хаты под темными крышами, издали похожие на большие грибы, разрушенные постррйки шахт, железнодорожные станции. Четко различаются ровные, как натянутые струны, железно-дорожные пути, поблескивает шоссейная дорога на Артемовск и Дебальцево. Медленно тянется время. В эфире тишина и спокойствие, лишь изредка ведущий штурмовик свя-жется с командиром группы истребителей.
Разрезая упругий воздух, со свистом и воем самолеты стремительно приближаются к це-ли. От горизонта нехотя оторвалось солнце, громадное, чистое и яркое. Кажется, оно не-объятных размеров. С земли таким его никогда не увидишь. До цели остается несколько минут полета. Восемь истребителей под командованием гвардии капитана Лавейкина на полных оборотах моторов и большой скорости выскакивают вперед, чтобы блокировать и попутно штурмовать аэродром противника. Вот и аэродром. На нем много вражеских бомбардировщиков Ю-88 и Хе-111. Рядом крестики поменьше — одномоторные бомбар-дировщики НЭ-87, истребители Ме-109 и корректировщики «хеншели».
Восемь Ла-5 с ходу с малой высоты сбрасывают осколочные бомбы по дежурному звену и стоянкам самолетов, а затем под прикрытием двух Ла-5 пушечным огнем производят штурмовку самолетов. В результате еще до прихода наших штурмовиков летчики зафик-сировали два взрыва в юго-восточной части аэродрома, где находились «хеншели», и че-тыре пожара в юго-западной части аэродрома, в расположении стоянок истребителей.
Вражеские зенитки открыли ураганную стрельбу — старались создать сплошную стену огня. Вертикальные, наклонные, пересекающиеся светящиеся трассы насквозь пронизы-вали строй истребителей. С ослепительными вспышками один за другим рвались вблизи наших самолетов снаряды, образуя огненную паутину. Буквально полнеба было завеше-но огнем, густыми бутонами зенитных разрывов.
В состав группы Лавейкина входил Кильдюшев. Не предупредив командование, он еще на земле под диктовку участников этого вылета написал крупными буквами ответ на за-писку немцев. По своему содержанию она во многом напоминала известный ответ запо-рожских казаков турецкому султану. Заканчивалась сообщением, что штурмовка нашего аэродрома «мессершмиттами» 10 апреля большого урона нам не нанесла, а вот мы, гвардейцы, в долгу не останемся — зададим врагам перцу. Эту записку Кильдюшев вло-жил в пустую гильзу ракеты, привязал к ней два длинных лоскута красной материи и спрятал в боковой карман куртки. Во время штурмовки, когда его самолет находился близко к командному пункту аэродрома, Кильдюшев выбросил «вымпел» за борт кабины.
Блокировочная группа Ла-5 Лавейкина встала в круг на высоте 1500–2000 метров, поджи-дая прихода штурмовиков в огне зенитных разрывов и трасс. Грозные Ил-2 почему-то за-паздывали. Наконец подошли, за ними, словно на невидимом буксире, группа сопровож-дения истребителей Як-1. Невзирая на плотную завесу бешеного зенитного огня, они смело начали штурмовку. В сплошном облаке разрывов штурмовики, словно огромные снаряды, с нарастающим ревом мчались навстречу ощетинившейся земле. Первые атаки произвели по двухмоторным бомбардировщикам. Сброшена часть бомб, вслед за ними, оставляя огненные следы, из-под крыльев штурмовиков устремились вниз реактивные снаряды, заговорили пушки, зачастили, захлебываясь, пулеметы.
Фашистские самолеты на земле, видимо, были с бомбами, потому что подрывалось сразу по нескольку машин. Их обломки высоко взлетали. Всю линейку самолетов охватило ог-нем. Затем «илы» начали штурмовать на северо-восточной стороне аэродрома одномо-торные самолеты и зенитные точки. Вскоре зенитки были подавлены. А «илы» продолжа-ли штурмовку. Некоторые экипажи сделали по восемь атак. Казалось, на аэродроме не осталось живого места. Он весь превратился в сплошную мешанину огня и дыма.
Около двадцати минут находились наши летчики над аэродромом противника. Перестро-ившись в боевой порядок «клин», штурмовики под охраной Ла-5 и Як-1 целыми и невре-димыми возвращались домой. Полет показал, что продуманная предварительная подго-товка на земле — залог успеха в бою. Несколькими днями позже аэродром Краматорская дважды подвергался штурмовому удару нашей авиации. Сначала это сделали десять Ла-5 во главе с гвардии капитаном Дмитриевым совместно с восьмью Ил-2. После первого захода над аэродромом завязался жаркий воздушный бой с двенадцатью истребителями противника.
Лобовой атакой гвардии младший лейтенант Иван Лавренко сбил одного «мессершмит-та». Два истребителя противника кинулись было за самолетом Кильдюшева. Но ведомый Глинкин был начеку — выпустил по «мессеру» несколько коротких прицельных очередей. Ме-109 перевернулся на спину и упал. Бой длился около двадцати минут. Ни наши истребители, ни штурмовики потерь не имели, зато фашисты потеряли над аэродромом два Ме-109. А в 18.42 вечером того же дня шесть Ла-5 во главе со старшим лейтенантом Цветковым и восемь Як-1 соседнего полка снова сопровождали группу Ил-2 для нанесения удара по вражескому аэродрому Краматорская. Когда группа уже следовала к цели, наши летчики отчетливо слышали, как неизвестный женский голос несколько раз сообщал по радио:
— Краматорская, приготовьтесь. Приготовьтесь, Краматорская.
Очевидно, фашистский агент предупреждал. Во всяком случае еще до прихода к цели нашу группу встретили Ме-109 и Ме-110. Их было больше тридцати. Завязался тяжелый воздушный бой. «Илы» все же сумели сбросить на аэродром бомбы и эрэсы, хотя и по-несли потери. Не вернулись на базу три наших истребителя — два Як-1 и один Ла-5.
Младший лейтенант Николай Анцырев на пикировании сбил одного Ме-109, когда тот пы-тался атаковать подбитый Ил-2. Но в момент выхода из пикирования сам подвергся атаке двух «мессеров». На нашем самолете вспыхнули бензобаки. Летчик на высоте двести метров перевернул горящий самолет. От машины отделился черный предмет, за ним мелькнула ленточка, затем раскрылся белый купол парашюта. Под прикрытием своего ведомого младшего лейтенанта Кальсина Анцырев приземлился вблизи вражеского аэ-родрома. Это был храбрый человек. Всего за четыре месяца пребывания на фронте он сбил шесть самолетов противника. Не хотелось верить, что вечером, за ужином, не будет среди нас веселого кудрявого Николая Анцырева.
Когда наши войска освободили Краматорскую, местные жители рассказывали, какие по-тери несли немцы из-за налетов советской авиации. Целые эшелоны с самолетным ме-таллоломом отправляли в тыл с аэродрома.
******************************************************************