Форум Краматорська

  • 16 Червня 2024, 14:11:28
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Краматорський аеродром | Краматорский аэродром  (Прочитано 285626 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

21 Вересня 2009, 22:19:12
Відповідь #75
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Уважаемый imam , возможно Вы читали, а может и нет: Растренин Олег Валентинович.
Расколотое небо. Май — июнь 1943 г. http://militera.lib.ru/h/rastrenin_ov/
Есть о краматорском аэродроме.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Форум Краматорська

Re: Краматорський аеродром | Краматорский аэродром
« Відповідь #75 : 21 Вересня 2009, 22:19:12 »

08 Жовтня 2009, 09:27:33
Відповідь #76
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Краевед о Милу и сотоварищи, несколько месяцев назад в Поиске размещал материал. Может выложит его и здесь?

08 Жовтня 2009, 17:05:02
Відповідь #77
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Райо респект. Встречался сегодня с командным составом 636 Истребительного Авиационного Полка (636ИАП). Действительно, при выборе расположенияч ВПП желательно учитывать розу ветров и еще многие другие праметры, ВПП636ИАП  имела и ряд других преимуществ. По мнению этих людей, ВПП немецкого аэродрома по направлению совпадала с современной, была грунтовой и распотлогалась между современной ВПП и магистральной рулежкой. Кстати,  у 636-го, это место было определено, как место аварийной посадки самолета (напрмер шасси не раскрылись). Короче, в теме "Немецкий аэродром" неизвестных не осталось.
А не я ли отстаивал эту версию, а Вы меня усиленно критиковали? :?

Короче, в теме "Немецкий аэродром" неизвестных не осталось. Читайте регулярно "Краматорскую правду". В ней по частям, постепенно, будет выдаваться полная история 636 ИАП и Краматорского аэродрома.
Уважаемый imam, к сожалению пока нет электронной версии газеты "Краматорская правда". Возможно Вы найдете возможность выложить эти статьи здесь? Мы так Вас подбадривали...
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

08 Жовтня 2009, 17:17:01
Відповідь #78
Offline

Зверобой


Offline Зверобой

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1671
  • Карма: +91/-50
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
а кто помнит катастрофу двух истребителей в первой половине 80-х, когда на город рухнуло два самолета?

08 Жовтня 2009, 18:23:11
Відповідь #79
Offline

evgeny


Offline evgeny

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 26776
  • Країна: il
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 275
  • Отримав: 510
  • ה' נתן, צלף לקח
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
а кто помнит катастрофу двух истребителей в первой половине 80-х, когда на город рухнуло два самолета?
август 83 го года.столкновение над скмз,части разлетелись в разные стороны,на заводе турбина пробила крышу цеха, в кинотятре"октябрь"крышу пробило крылом,ну и так по мелочи по привокзальной площади

это были учения наших и вроде из чугуева
Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, это расходы

Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
אנא התפלל לאוקראינא

08 Жовтня 2009, 21:27:16
Відповідь #80
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Эх, господа...
Вот, что значит не читать газету "Поиск".
А еще раньше - газету "Восточный проект".

Если есть желание и время, читайте здесь: https://www.kramatorsk.info/talk/index.php?topic=21246.0

09 Жовтня 2009, 23:13:41
Відповідь #81
Offline

sunfin


Offline sunfin

  • "Только те, чья жизнь коротка, могут вообразить, что любовь - вечна." — Лориен (Вавилон 5)
  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 716
  • Карма: +36/-1
  • Дякую
  • Сказав: 105
  • Отримав: 144
  • Каждый Тень приносит свет..
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Краевед о Милу и сотоварищи, несколько месяцев назад в Поиске размещал материал. Может выложит его и здесь?

Господа. Не читал я Поиск. Прошу выложите пожалуйста статью про "..Милу и сотоварищи" Интересно все таки. Что то я конечно читал, про Милу. Но может что то еще узнаю. Заранее благодарен.
ОлЕні, Олені
Небриті і неголені
Дивні створіння
В них з мозгів стирчать коріння
ОлЕні, Олені
небриті і неголені
ОлЕні

       Тік "Олені"

10 Жовтня 2009, 07:06:52
Відповідь #82
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Краевед о Милу и сотоварищи, несколько месяцев назад в Поиске размещал материал. Может выложит его и здесь?

Честное слово, не припоминаю такого материала... Полистал вырезки - не нашел.
Может, вскользь упоминал?
У меня об этом румынском летчике есть лишь то, что и у всех - из Сети. 

10 Жовтня 2009, 07:22:07
Відповідь #83
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Краевед о Милу и сотоварищи, несколько месяцев назад в Поиске размещал материал. Может выложит его и здесь?

Честное слово, не припоминаю такого материала... Полистал вырезки - не нашел.
Может, вскользь упоминал?
У меня об этом румынском летчике есть лишь то, что и у всех - из Сети. 
Уважаемый Краевед, была статья не так давно в Поиске о Ион Милу, румынах на краматорском аэродроме.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

10 Жовтня 2009, 07:45:56
Відповідь #84
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Это не мой авторский материал.
Я - автор преамбулы, вставки, компоновки.

Привожу его из газеты "Поиск":

В годы Великой Отечественной войны восточнее оккупированного города Крама-торска был оборудован и активно действовал вражеский аэродром, откуда самоле-ты противника поднимались в небо, чтобы наносить удары по военным объектам и позициям частей Красной Армии.

Сведения о немецком аэродроме удалось обнаружить совсем недавно. И что инте-ресно, упоминания о нем содержатся как в советских мемуарах, так и в источниках из стран, воевавших в годы второй мировой войны против СССР. В канун 64-й го-довщины Дня Победы редакция газеты «Поиск» публикует рассказ из книги Н.Ильина и В.Рулина «Гвардейцы в воздухе», который описывает один из малоиз-вестных эпизодов боевых действий советской авиации в районе Краматорского аэродрома весной 1943 года.

ПО АЭРОДРОМАМ ВРАГА

К весне вражеская авиация активизировалась. В воздухе над линией фронта все чаще стали появляться вражеские истребители, на бортах их нарисовали различные эмблемы: удавы, драконы, осы, пиковые и червонные тузы. Коки винтов были выкрашены яркой краской.
Ясно, что на наш участок фронта прибыли новые части истребителей.
10 апреля в шесть часов двадцать минут утра аэродром Половинкино подвергся неожи-данному штурмовому удару. С юга по долине реки Айдар на бреющем полете подкрались восемь Ме-109 и с ревом обрушились на самолеты, расставленные по краю аэродрома. Наше дежурное звено не успело подняться в воздух. Сбросив осколочные бомбы и обстреляв из пушек рассредоточенные по капонирам самолеты, «мессеры» ушли. Им удалось зажечь стоявший на ремонте рядом с ангаром Пе-2 да на одном Ла-5 перебить трубку гидросистемы.

Редакции «Поиска» удалось найти данные румынского источника, который этот же эпизод освещал следующим образом:

«10 апреля 1943 г. десять румынских "Мессершмиттов" атаковали советский аэро-дром, расположенный севернее Ворошиловграда, уничтожив на земле пять бом-бардировщиков Пе-2. И хотя затем эти данные были подтверждены снимками, сде-ланными самолетами-разведчиками Люфтваффе, командование румынской авиа-ции засчитало своим пилотам только два самолета. В результате зацепок бюрокра-тов, никогда не бывавших на фронте, трем пилотам - Иону Милу, Николаэ Бурилеа-ну и Тибериу Винка - не было засчитано по одному уничтоженному на земле Пе-2».
  
Гвардейцы настаивали на том, чтобы нанести ответный «визит». Но прежде чем это сде-лать, командир полка решил узнать, откуда могли прилететь непрошеные гости. Послал на разведку три пары Ла-5. Первую пару возглавил Шардаков. Он должен был осмотреть два аэродрома: один в Яме, другой в Артемовске; Дмитриев и Гринев — аэродром Бар-венково, а Лавейкин и Быковский — в Краматорской и южнее ее. Ведущие двух первых пар доложили по радио, что на разведанных ими аэродромах скоплений вражеских само-летов не обнаружено, там лишь одиночные машины. Третья пара подошла к Краматор-ской с юга. Увеличив скорость, на бреющем полете выскочила на аэродром. Видимо, приняв их за своих, дежуривший на старте поспешил выложить посадочный знак «Т». Разведчики увидели слева вдоль взлетно-посадочной полосы два ряда Ю-88 и Хе-111, а справа — одномоторные самолеты Ю-87, Хе-126 и Ме-109. Всего около восьмидесяти-девяноста машин. На взлетной полосе хорошо просматривались четыре Ме-109 из де-журного звена. Появление нашей пары было настолько внезапным, что немецкие зенит-чики не успели сделать ни одного выстрела.
После доклада о результатах разведки командир полка приказал Лавейкину быть готовым в 14.00 нанести штурмовой удар по этому аэродрому.
Налет наших восьми истребителей в обеденное время ошеломил фашистов. Вражеская зенитная артиллерия открыла огонь лишь тогда, когда летчики под командой Лавейкина успели бомбами и пушечным огнем зажечь четыре самолета.
Не обращая внимания на ураганный огонь зениток, наши истребители попарно устреми-лись к земле, расстреливая пушечными очередями самолеты на стоянках. С десяток за-пылало.
Один Ме-109 был сбит в воздухе ведомым Лавейкина летчиком Попковым в тот момент, когда гитлеровец, производя четвертый разворот, безмятежно планировал на посадку с выпущенными шасси и щитками.
На следующий день, вынырнув из кучевых облаков, над нашим аэродромом появились четыре Ме-109. Наперехват вражеских истребителей вылетели Лавейкин, а затем и Пчелкин. Но «мессеры» боя не приняли. Спикировав на аэродром, сбросили на малень-ком парашютике какой-то предмет и на максимальной скорости и малой высоте быстро удалились. Предмет оказался консервной банкой. В ней обнаружили поверх насыпанных зерен гороха небольшую записку на бланке коменданта Краматорского аэродрома. Фа-шисты нагло утверждали, что наш налет не имел успеха. Для проверки достоверности сказанного приглашали наших парламентеров, за целостность которых ручались. Далее следовала приписка, что они, немцы, сбросят на наш аэродром столько бомб, сколько на-ходится горошин в этой банке.
Командир смешанного авиакорпуса генерал Аладинский после этого послания решил на-править для удара по тому же аэродрому еще две группы штурмовиков и истребителей. Командование сочло нужным в течение дня не тревожить аэродром противника. Удар произвести рано утром большой комбинированной группой из Ил-2, Ла-5 и Як-1.
Вот как это событие описано в румынском источнике:

«В 03.45 6 мая с аэродрома Краматорск, где тогда базировалась Gr.7 Van., подня-лась пара "Мессершмиттов", которые пилотировали адъютанты Ион Милу и Георге Фиру. Под фюзеляжем каждого из самолетов было подвешено по одной 250-кг бомбе, которые они должны были сбросить на одну из советских артиллерийских батарей. Вскоре после взлета румынские пилоты увидели на высоте две тысячи метров группу из 18 Ил-2, которые под прикрытием 20 Ла-5 летели в направлении их аэродрома.

Сбросив бомбы на запланированную цель, оба "Мессершмитта" на максимальной скорости вернулись к Краматорску и атаковали противника. Это позволило под-няться в воздух еще трем румынским истребителям. В ходе ожесточенного боя Милу удалось сбить сразу три Ла-5, но при этом и его Bf-109G получил попадание в топливный бак. Самолет начал стремительно терять горючее, Милу был вынужден выйти из боя и в 04.20 благополучно приземлился в Краматорске.
В июне 1943 г. Ион Милу было присвоено звание сублокотенента, что было боль-шой редкостью для румынской авиации, в которой унтер-офицер практически не имел шансов стать офицером».
Таким образом, в 1943 году в небо над оккупированным Краматорском поднима-лись самолеты, пилотируемые не только немецкими, но и румынскими летчиками.    

По классу трудности налет на вражеский аэродром — одно из самых сложных заданий. Помимо большого летного мастерства, от летчика требуется хорошая психическая подго-товка и смелость: бой проходит, как правило, далеко за линией фронта, когда мало шан-сов вернуться невредимым на свой аэродром.
Успех операции всегда зависел от хорошей организации вылета. Не последнюю роль иг-рали фотоснимки разведчиков, по которым определялись расположение самолетов, складов на аэродроме, их прикрытие зенитными средствами и возможная плотность огня.
Накануне вечером Зайцев собрал намеченных к участию в предстоящей операции летчи-ков-истребителей нашего и соседнего авиаполков и в присутствии ведущих групп Ил-2 поставил перед ними боевую задачу. Начальник штаба товарищ Калашников довел до всех летчиков организацию боевого вылета, состав групп: ударной и непосредственного прикрытия, а также групп подавления зенитного огня.
Затем наш командир, пользуясь крупномасштабной картой и фотопланшетами, обстоя-тельно изложил подробный план уничтожения фашистских самолетов на аэродроме Кра-маторская.
Особое внимание было обращено на взаимодействие истребителей и штурмовиков при встрече над своим аэродромом, при следовании на цель, атаке цели, уходе от нее, сборе и следовании домой, на выполнение противозенитного маневра и взаимную товарище-скую выручку. Первую атаку решено было производить со стороны солнца.
Заместитель командира полка по политчасти объяснил, насколько серьезна задача, вы-сказал ряд советов. Уяснив все детали предстоящего полета, летчики разошлись по сво-им эскадрильям.
...Раннее весеннее утро. Заря только занималась. Горизонт таял в туманной дымке.
В сумерках наступающего утра еще дремлют на своих стоянках истребители. Пришли ме-ханики — земные хозяева машин, и прифронтовой аэродром ожил. Постепенно зарабо-тали моторы, из выхлопных патрубков вырвались лиловые языки пламени, единственные источники света на летном поле. Через минуту могучий рев потряс полусонную степь. На-конец все моторы прогреты и опробованы.
И опять на аэродроме напряженная тишина. Механики в последний раз осматривают са-молеты, вооружение и оборудование, дозаправляют баки бензином, маслом, пополняют бортовые баллоны воздухом. Самолеты к вылету готовы. Объехав все их стоянки, бензо-заправщики и маслозаправщики направляются в отведенные укрытия.
Летчики в кабинах ждут сигнала. Техники в любую минуту готовы повернуть вентили аэ-родромных баллонов сжатого воздуха, чтобы запустить моторы.
В назначенное время на заданной высоте над нашим аэродромом появляются две группы по восемь Ил-2 и встают в большой круг, поджидая истребителей сопровождения.
Теперь аэродром снова наполняется грохотом моторов. Ла-5 и Як-1 выруливают на старт. Самолеты звеньями отрываются от взлетной полосы, убирают шасси и, красиво развер-нувшись на малой высоте, спешат к штурмовикам. Истребители — верные и надежные друзья штурмовиков, разделившись на пары, занимают свои места в общем боевом по-рядке.
Быстро меняется ландшафт. Отчетливо видны огненные вспышки, ползущий по земле сизоватый дым. Линия фронта пройдена. Внизу территория, занятая противником.
Чтобы ввести в заблуждение немецкие посты ВНОС, группа меняет курс своего следова-ния.
Бездонная синь апрельского неба. Прозрачен воздух. Ни облачка. Над горизонтом пока-зался краешек солнца. Его лучи бликами отражаются на плексигласе фонарей кабин и металлических дисках .воздушных винтов. И на этот раз наши самолеты летят над Дон-бассом, временно захваченным врагом.
Опять бегут навстречу и уходят назад под крыло терриконы, вокруг которых белеют хаты под темными крышами, издали похожие на большие грибы, разрушенные постррйки шахт, железнодорожные станции. Четко различаются ровные, как натянутые струны, железно-дорожные пути, поблескивает шоссейная дорога на Артемовск и Дебальцево. Медленно тянется время. В эфире тишина и спокойствие, лишь изредка ведущий штурмовик свя-жется с командиром группы истребителей.
Разрезая упругий воздух, со свистом и воем самолеты стремительно приближаются к це-ли. От горизонта нехотя оторвалось солнце, громадное, чистое и яркое. Кажется, оно не-объятных размеров. С земли таким его никогда не увидишь. До цели остается несколько минут полета. Восемь истребителей под командованием гвардии капитана Лавейкина на полных оборотах моторов и большой скорости выскакивают вперед, чтобы блокировать и попутно штурмовать аэродром противника. Вот и аэродром. На нем много вражеских бомбардировщиков Ю-88 и Хе-111. Рядом крестики поменьше — одномоторные бомбар-дировщики НЭ-87, истребители Ме-109 и корректировщики «хеншели».
Восемь Ла-5 с ходу с малой высоты сбрасывают осколочные бомбы по дежурному звену и стоянкам самолетов, а затем под прикрытием двух Ла-5 пушечным огнем производят штурмовку самолетов. В результате еще до прихода наших штурмовиков летчики зафик-сировали два взрыва в юго-восточной части аэродрома, где находились «хеншели», и че-тыре пожара в юго-западной части аэродрома, в расположении стоянок истребителей.
Вражеские зенитки открыли ураганную стрельбу — старались создать сплошную стену огня. Вертикальные, наклонные, пересекающиеся светящиеся трассы насквозь пронизы-вали строй истребителей. С ослепительными вспышками один за другим рвались вблизи наших самолетов снаряды, образуя огненную паутину. Буквально полнеба было завеше-но огнем, густыми бутонами зенитных разрывов.
В состав группы Лавейкина входил Кильдюшев. Не предупредив командование, он еще на земле под диктовку участников этого вылета написал крупными буквами ответ на за-писку немцев. По своему содержанию она во многом напоминала известный ответ запо-рожских казаков турецкому султану. Заканчивалась сообщением, что штурмовка нашего аэродрома «мессершмиттами» 10 апреля большого урона нам не нанесла, а вот мы, гвардейцы, в долгу не останемся — зададим врагам перцу. Эту записку Кильдюшев вло-жил в пустую гильзу ракеты, привязал к ней два длинных лоскута красной материи и спрятал в боковой карман куртки. Во время штурмовки, когда его самолет находился близко к командному пункту аэродрома, Кильдюшев выбросил «вымпел» за борт кабины.
Блокировочная группа Ла-5 Лавейкина встала в круг на высоте 1500–2000 метров, поджи-дая прихода штурмовиков в огне зенитных разрывов и трасс. Грозные Ил-2 почему-то за-паздывали. Наконец подошли, за ними, словно на невидимом буксире, группа сопровож-дения истребителей Як-1. Невзирая на плотную завесу бешеного зенитного огня, они смело начали штурмовку. В сплошном облаке разрывов штурмовики, словно огромные снаряды, с нарастающим ревом мчались навстречу ощетинившейся земле. Первые атаки произвели по двухмоторным бомбардировщикам. Сброшена часть бомб, вслед за ними, оставляя огненные следы, из-под крыльев штурмовиков устремились вниз реактивные снаряды, заговорили пушки, зачастили, захлебываясь, пулеметы.
Фашистские самолеты на земле, видимо, были с бомбами, потому что подрывалось сразу по нескольку машин. Их обломки высоко взлетали. Всю линейку самолетов охватило ог-нем. Затем «илы» начали штурмовать на северо-восточной стороне аэродрома одномо-торные самолеты и зенитные точки. Вскоре зенитки были подавлены. А «илы» продолжа-ли штурмовку. Некоторые экипажи сделали по восемь атак. Казалось, на аэродроме не осталось живого места. Он весь превратился в сплошную мешанину огня и дыма.
Около двадцати минут находились наши летчики над аэродромом противника. Перестро-ившись в боевой порядок «клин», штурмовики под охраной Ла-5 и Як-1 целыми и невре-димыми возвращались домой. Полет показал, что продуманная предварительная подго-товка на земле — залог успеха в бою. Несколькими днями позже аэродром Краматорская дважды подвергался штурмовому удару нашей авиации. Сначала это сделали десять Ла-5 во главе с гвардии капитаном Дмитриевым совместно с восьмью Ил-2. После первого захода над аэродромом завязался жаркий воздушный бой с двенадцатью истребителями противника.
Лобовой атакой гвардии младший лейтенант Иван Лавренко сбил одного «мессершмит-та». Два истребителя противника кинулись было за самолетом Кильдюшева. Но ведомый Глинкин был начеку — выпустил по «мессеру» несколько коротких прицельных очередей. Ме-109 перевернулся на спину и упал. Бой длился около двадцати минут. Ни наши истребители, ни штурмовики потерь не имели, зато фашисты потеряли над аэродромом два Ме-109. А в 18.42 вечером того же дня шесть Ла-5 во главе со старшим лейтенантом Цветковым и восемь Як-1 соседнего полка снова сопровождали группу Ил-2 для нанесения удара по вражескому аэродрому Краматорская. Когда группа уже следовала к цели, наши летчики отчетливо слышали, как неизвестный женский голос несколько раз сообщал по радио:

— Краматорская, приготовьтесь. Приготовьтесь, Краматорская.

Очевидно, фашистский агент предупреждал. Во всяком случае еще до прихода к цели нашу группу встретили Ме-109 и Ме-110. Их было больше тридцати. Завязался тяжелый воздушный бой. «Илы» все же сумели сбросить на аэродром бомбы и эрэсы, хотя и по-несли потери. Не вернулись на базу три наших истребителя — два Як-1 и один Ла-5.
Младший лейтенант Николай Анцырев на пикировании сбил одного Ме-109, когда тот пы-тался атаковать подбитый Ил-2. Но в момент выхода из пикирования сам подвергся атаке двух «мессеров». На нашем самолете вспыхнули бензобаки. Летчик на высоте двести метров перевернул горящий самолет. От машины отделился черный предмет, за ним мелькнула ленточка, затем раскрылся белый купол парашюта. Под прикрытием своего ведомого младшего лейтенанта Кальсина Анцырев приземлился вблизи вражеского аэ-родрома. Это был храбрый человек. Всего за четыре месяца пребывания на фронте он сбил шесть самолетов противника. Не хотелось верить, что вечером, за ужином, не будет среди нас веселого кудрявого Николая Анцырева.

Когда наши войска освободили Краматорскую, местные жители рассказывали, какие по-тери несли немцы из-за налетов советской авиации. Целые эшелоны с самолетным ме-таллоломом отправляли в тыл с аэродрома.

******************************************************************


10 Жовтня 2009, 08:25:48
Відповідь #85
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Грацианский, Алексей Николаевич
              (20.3.1905—20.1.1987)

   Полярный летчик, Герой Советского Союза (1957), канд. геогр. наук. Занимался планеризмом, участвовал во Всесоюзных соревнованиях в Коктебеле. С 1929 г. работал конструктором и летчиком-испытателем в ОКБ К. А. Калинина. Участвовал в проектировании самолетов К-1, К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолета К-3. Испытывал самолеты К-4, К-5, К-6, К-9, К-10. На К-5 совершил ряд дальних перелетов. В 1931 г. по заданию Осоавиахима построил легкий самолет "Омега". В 1934 г. преподавал в МАИ. С ноября 1934 г. в полярной авиации. Участвовал в поисках самолета С. А. Леваневского. С 1940 г. работал испытателем на заводе № 22. Испытывал серийные СБ, Ар-2, Пе-2. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 г. Служил в транспортной авиации. С 1943 г. вновь на испытательной работе. Работал на заводе № 23, затем в ЛИИ. Испытывал Ту-2, Ту-4, Ту-12, ШР, М-4. Всего освоил 49 типов самолетов. В 1958—1965 гг. был зам. О. К. Антонова. Автор книги "Уроки Севера".
   Летчик-испытатель 1-го класса (1945). Родился 20 марта 1905 года в Киеве. В 1917—1919 жил в городе Бердичев Житомирской области. Детство и юность провел в Киеве. В 1919—1921 работал учеником слесаря на заводе "Ремвоздух-6", на котором ремонтировались авиационные моторы. С лета 1921 — студент Киевского политехнического института. Занимался в планерном кружке при институте, участвовал во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. Проходил практику на заводах "Дукс" (Москва) и "Красный летчик" (Ленинград). С января 1925 проходил практику в КБ К. А. Калинина, где принимал активное участие в проектировании самолета К-1. Весной 1928 защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолетостроению и без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ. Работал в КБ К. А. Калинина в Харькове инженером-аэродинамиком, принимал участие в проектировании самолетов К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолета К-3. В 1931 спроектировал и построил на Харьковском авиазаводе двухместный учебно-тренировочный самолет "Омега". На всесоюзном конкурсе этому проекту была присуждена первая премия. С 1928 одновременно с конструкторской работой занимается летно-испытательной работой в КБ К. А. Калинина. Участвовал в испытаниях самолетов К-4, К-5, К-6, К-9, К-10. Осенью 1931 на самолете К-5 выполнил перелет Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Красноводск — Ашхабад — Самарканд — Ташкент — Оренбург — Самара — Пенза — Харьков, в 1932 — перелет по маршруту Харьков — Киев — Житомир — Винница — Одесса — Николаев — Херсон — Запорожье — Макеевка — Краматорск — Харьков. С января 1934 — на преподавательской работе в Московском авиационном институте, где читал курс лекций по конструкции и проектированию самолетов. С ноября 1934 — летчик Полярной авиации. В 1935 окончил Серпуховскую школу слепых полетов. Летом 1937 провел испытания купленной в США амфибии S-43, на которой осенью 1937 участвовал в поисках пропавшего экипажа С. А. Леваневского. С 1940 — летчик-испытатель авиазавода № 22 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, провел испытания бомбардировщика Ар-2. В сентябре 1941 — феврале 1943 — летчик военно-транспортной авиации, на самолете Ли-2 занимался доставкой грузов на фронт, в блокадный Ленинград. В 1943—1952 — летчик-испытатель авиазавода № 23 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-12. С февраля 1952 по январь 1955 — летчик-испытатель Летно-исследовательского института (г. Жуковский). Участвовал в испытательных полетах на тяжелых самолетах. Принимал участие в испытаниях экспериментального самолета ШР конструкции ОКБ В. М. Мясищева. 20 января 1953 года совместно с Ф. Ф. Опадчим выполнил первый полет на стратегическом бомбардировщике М-4 и участвовал в его испытаниях. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Николаевичу Грацианскому присвоено 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники. За время летной работы освоил 49 типов самолетов. В 1955—1958 работал инспектором Отдела летной службы МАП, преподавал в МАИ. В 1958—1968 — заместитель Генерального конструктора — начальник летно-испытательного комплекса ОКБ О. К. Антонова. С 1968 работал в отделе технической информации ОКБ О. К. Антонова. Кандидат географических наук. Был членом Главной редакционной коллегии информационных изданий ВИНИТИ. Жил в Киеве. Умер 20 января 1987 года. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище. Награжден 3 орденами Ленина, медалями.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

11 Жовтня 2009, 14:39:02
Відповідь #86
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Занятные сведения:

Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО (fb2) | Либрусек  

Так, в ночь на 6 октября три Не-111 из 5-й эскадрильи KG55 «Грайф» разбомбили Краматорский машзавод. В каждую группу входили по четыре диверсанта. Впоследствии Новак вспоминал

http://zolotoffart.ru/l/

11 Жовтня 2009, 15:53:18
Відповідь #87
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
   
Позволю себе привести отрывки из книги Михаила Зефирова «Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО»:
«…В то же время все новые города попадали в радиус действия бомбардировщиков Люфтваффе. Правда, из-за нехватки сил операции проводились по принципу точечных ударов мелкими группами самолетов. Так, в ночь на 6 октября 1941 года три Не-111из 5-й эскадрильи KG55 «Грайф» разбомбили Краматорский машиностроительный завод…

…Еще 10 июля 1942 года, когда бомбардировщики из 2-й и 3-й групп KG55 «Грайф» прибыли на аэродром в Краматорске, командир эскадры оберст-лейтенант Бенно Кош получил приказ «нарушить дневное и ночное движение кораблей по Волге от Астрахани до Саратова». Однако сразу выполнить его не представлялось возможным, надо было подвезти на аэродромы достаточный запас авиационных мин. На это ушло десять дней. В итоге командование 8-го авиакорпуса Люфтваффе решило начать постановку мин в ночь на 23 июля, одновременно произведя налет на Сталинград…

…Германская авиация, наносившая удары по Сталинграду и волжскому судоходству, базировалась на аэродромах, близко выдвинутых к линии фронта. «Юнкерсы» 51-й эскадры «Эдельвейс»действовали с аэродрома в Сталино (Донецк), «Хейнкели» 2-й и 3-й групп 55-й эскадры «Грайф» – с аэродрома в Краматорске, a I./KG55 – с аэродрома Кутейниково. На 27 июля 1942 года I./KG51 располагала 17 исправными Ju-88, а П. и III./KG55 – 41 Не-111…

…Не дожидаясь нового захода, капитан  «Михаила Калинина» приказал поднять якорь, и едва тот оторвался от речного дна, дал полный вперед, отваливая от берега. В то же время командир воинской части собрал группу бойцов с противотанковыми ружьями и, перебравшись с ними на верхнюю палубу парохода, приказал занять удобную позицию для стрельбы. И вот вновь послышался нарастающий гул моторов и появился силуэт самолета. Солдаты, а их было тридцать человек, подняли стволы ружей вверх и следили за его приближением. Главное было не сорваться и не начать палить вразнобой. И вот, в момент, когда уже были отчетливо видны широко раскинувшиеся крылья и два работающих мотора, командир прокричал: «Залп!» И тут случилось невероятное, из брюха бомбардировщика сверкнуло пламя, и через секунды он вспыхнул в ночном небе как факел, после чего резко повернул на запад и стал стремительно удаляться, оставляя за собой едва различимый шлейф дыма… Вероятно, это был Не-111 унтер-офицера Иона из 6-й эскадрильи KG55 «Грайф». В этот день, 30 июля 1942 года, он вылетел с аэродрома Краматорск, имея задание атаковать корабли на Волге, и не вернулся. Весь экипаж бомбардировщика в составе Вальтера Иона, штурмана фельдфебель Мартина Валльбенштайна, радист обер-ефрейтора Петера Филиппа, механик унтер-офицера Фридриха Вильгельма и стрелка обер-ефрейтора Хайнца Шлейнхеге с тех пор считается пропавшим без вести. Это была первая потеря немцев в ходе атак  речного транспорта на Волге….»

Просматриваются некоторые расхождения – М.Зефиров указывает датой прибытия 2-й и 3-й групп эскадры «Грайф» 10 июля 1942 года, а в информации моего американского коллеги указано 14 июля 1942 года. С чем это связано, пока остается открытым вопросом.

:?
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

11 Жовтня 2009, 17:36:27
Відповідь #88
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю

13 Жовтня 2009, 10:03:19
Відповідь #89
Offline

ВжиК


Offline ВжиК

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 21
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Перегляд профілю
Имея отношение к авиации, могу с уверенностью утверждать, что взлетно-посадочная полоса немецкого аэродрома не могла быть параллельной современнолму бульвару Краматорскому. При выборе направления ВПП в первую очередь учитывается роза ветров, т.е. преобладающие направления ветров в течение всего года. Учитывая, что самолеты времен ВОВ (как наши, так и немецкие) были намного легче современных истребителей, строители  ВПП не гли допустить, чтобы ветры дули поперек полосы. Это грозило тем, что в подавляющих случаях ветер не позволял бы осуществлять как взлет, так и посадку на аэродроме (самолеты сносило бы с полосы, что могло привести к опроидыванию самолета и другим связанным с этим последствиям. Исходя из вышесказанного, полоса могла быть только в районе современного аэродрома (возможно, с небольшим смещением). Скорее всего, полоса располагалась между современной ВПП и магистральной рулежной дорожкой (грунтовая полоса, использующаяся на современных аэродромах для посадки самолетов в аварийных случаях без шасси).
Также необходимо отметить, что искать бетонную полосу времен войны (или ее остатков) - дело неблагодарное. Большей частью ВПП тех времен представляла собой этакую металлическую дорожку, собранную из металлических щитов, имеющих круглые отверстия по всей поверхности для обеспечения лучшего сцепления с грунтом (их многие видели в качестве заборов на дачах и частных подворьях).
И еще. Размещение аэродрома на месте современного совсем не исключает возможности того, что на территории Краматорска немцы оборудовали и другие площадки для рассредоточения своих самолетов и их защиты от налетов советской авиации. Здесь необходимо "поработать" со старожилами - наверняка кто-то что-то помнит, особенно тогдашние мальчишки.
И последнеее. Информация для раздумий. Однажды мой тесть рассказывал, что где-то в 50-60-х годах слушал какую-то радиопередачу, в которой выступала дочь известного русского авиатора (к сожалению, не помню его фамилии. Узнаю - обязательно сообщу). Так вот она вспоминала, что еще до революции 1917-го года во время какого-то перелета они с отцом совершали посадку в районе Краматорской... Это конечно же был не аэродром в полном смысле этого слова, но вполне возможно, что какая-то летная площадка уже существовала. Хотя посадка в то время могла осуществляться и просто на подходящую площадку...

Форум Краматорська

Re: Краматорський аеродром | Краматорский аэродром
« Відповідь #89 : 13 Жовтня 2009, 10:03:19 »