Спешл фор Портвейн.
Работающая схема бизнеса в кризис в Краматорске.
Исходные данные:
кризис
плохая власть
плохое государство
абсурд и коррупция
лето 2011 года, Краматорск.
2 человека (дяденька предпенсионного возраста и я).
дом с гаражом (цехом) в черте города.
Диалог:
Дяденька (Д): - Хочу делать тротуарную плитку.
Я (Я): - Не проканает, рынок переполнен, денег ни у кого нет, кризис, плохая власть, плохое государство.
Д: - Хочу заработать, работать на себя и хоть как-то жить. Надоело возить барыг, з\п маленькая, машину убиваю просто в хлам.
Я: - Ок, но для этого нам нужно кое-что сделать.
Теория.
1. Идея.
Была основана на пуленепробиваемом стереотипе: "У соседа должно быть хуже или так же, чем у меня". Соседская малина всегда крупнее и лучше.
2. Пробиваем рынок.
Находим несколько точек по продаже плитки. Предложение по плитке в достатке. Значит, есть спрос. А где торгуют 9, то и десятому место найдется.
3. Пробиваем технологию.
Находим цех, представляемся клиентами. Нам все рассказывают и показывают. Делаем вывод, что все просто. Лезем в интернет, пишем технологию, исходя из собственных возможностей.
4. Ищем наши преимущества перед конкурентами.
а) Гуляем по городу, смотрим под ноги. Видим, что в городе плиткой выложено очень много примагазинных площадей. Большая часть плитки - вещерблен верхний слой. Понимаем, что нужен качественный материал.
б) На поселке, где дом Д, нет предложения по плитке. Дом находится на проходной улице. Значит, о нас сразу узнает весь поселок.
5. Реклама
а) запускаемся, открываем гараж настежь, чтобы было видно с улицы. Нашу возню заметит любой прохожий и обязательно сунет свой нос посмотреть, что там творится.
б) делаем плитку, вымащиваем ею пространство перед домом. делаем стенд с образцами, выставляем перед домом опять же.
в) может быть, какой-то пиар в интернете.
г) Д хвастается перед всеми знакомыми, что начинает делать плитку для себя.
Впоследствии ничего этого, кроме пункта "г", не понадобилось. Сарафанное радио тут же разнесло, что нам и нужно было.
6. Считаем старт
а) 100 форм для плитки - 1000грн.
б) ванна для вытаскивания плитки из форм с ТЭНом - 100грн. (сделал знакомый сварщик за 100грн. можно поначалу и в ведре воду греть на костре)
в) ингредиенты для смеси - 1000 грн.
г) щебень, песок - 2000грн (для старта можно и меньше гораздо).
д) вибростол - был сделан самими на коленке из уголков, шины от грузовика и движка с эксцентриком - 0грн.
е) бетономешалка - есть (можно поначалу и в корыте мешать)
ж) корыто - есть
Итого для старта нам потребовалось около 4000грн. Если по минимуму, можно обойтись и 3000грн, даже 2000грн.
7. Налоги и тд.
Главное - ввязаться в драку, а там видно будет. Пока государство про тебя не знает, можно жить спокойно. Если бизнес заработает - регистрация ЧП и тд.
8. Распил баблища.
а) за 8 часов 1 человек с перекурами производит 10квм плитки.
б) себестоимость 10квм, включая непредвиденные расходы - 250грн.
в) цена 10 квм плитки - 500грн.
г) чистый профит - 250грн\день.
Практика.
Валялись в гараже несколько убитых форм. Сделали пару плиток, на следующий день не смогли их выбить из формы. Оказалось, что по-любому нужна ванна и вытаскивать плитку минимум через 40 часов после заливки.
Пошарились по профильным форумам, написали технологию. Для старта решили использовать формы 300 на 300 с двумя рисунками.
Одновременно заказали песок и формы с ингредиентами (которые делали плитку крепкой, давали глянец, что не давало разрушаться плитке в течение долгого времени). Изначально Г делать не собирались, поэтому не экономили на расходных материалах.
Через неделю все пришло. Запуск состоялся через 2 недели после обсуждения теоретической части. К тому времени я был после операции, поэтому физически почти не помогал, только теория и чуть более 50% инвестиций.
Поначалу заказали 55 форм, которые залили за 4 часа. В гараже отвели по стенке место. Складывали формы, сверху пленка, потом доски. Сверху досок еще ряд форм, и тд.
Заказали еще 55 форм.
Итого 110 форм давало ровно 10квм\день.
Правда, чать форм оказалась кривоватой, на выходе низ плитки был неровный. Но эта проблема решалась при укладке плитки.
Первые плитки доставали так: грели ведро с водой, опускали плитку, ждали пару минут. Потом плитка сама выходила. В связи с этим изготовили ванну с ТЭНом вместимостью 13 форм (так получилось).
Техпроцесс оказался такой:
первый день - заливаем формы
второй день - курим
с утра третьего дня достаем плитку, заливаем новую партию.
Плитка сохнет неделю, после чего можно выкладывать.
Перые плитки сохли неделю, как раз случился праздник типа Дня шахтера. Были собраны близкие и устроена презентация. Д, тем временем, при каждом звонке всем рассказывал, что типа он шибко занят, надо выложить двор плиткой, в связи с чем он ее начал производить своими руками.
Сарафанное радио сработало. За неделю мы собрали заказов на 12 000 -15 000 грн чистыми. И это при том, что мы даже толком не начали работать (не было форм, чтобы компенсировать день простоя). Параллельно с этим решили, что можем делать под ключ - производить и укладывать плитку. Заказы выполнять по 50% предоплате, 50% хватало на закуп материала.
Итого до осени мы получили заказов на будущий год!!! примерно на 20 000 чистыми. Не потребовалось никакой рекламы вообще.
Ключ к успеху - идея (см п.1), сарафанное радио. По весне 2012 года прошлогодние заказчики не отказывались от своих слов.
Этой же весной Д не стало (онко).
Продолжим разговор о том, что виноват кризис, или все-таки дело в нас самих?