- Во время и после аннексии Крыма Россией уничтожалось культурное наследие крымских татар. Кульминацией этих злодеяний стала акция 1833 года, когда было проведено изъятие из мечетей, частных собраний, семей новых и старых книг и рукописей. Причем, в этой акции участвовал и подконтрольный муфтий Крыма. По распоряжению МВД России, все книги и рукописи были сожжены, духовному и интеллектуальному богатству крымскотатарской нации был нанесен страшный урон. Последствия этого мы испытываем по сей день, когда по крупицам вынуждены воссоздавать подлинную героическую историю народа. Не случайно Монтескье в своих «Персидских письмах» относительно татар и их истории резюмировал: «Этому победоносному народу не хватало только историков, которые прославили о его чудесных подвигах». Но у победоносного народа была выжжена история и сделано все, чтобы у него не осталось исторической памяти и гордости. Однако известно, что в отношении крымских караимов и их рукописных сборников (меджума) не проводилось подобных акций, возможно, поэтому их интеллектуальное наследие пострадало не так сильно, из-за чего турецкий язык и обогатился на 330 терминов из крымско-караимского языка. Возможно, в этих сборниках та часть истории, которую не удалось сохранить крымским татарам. И этим они должны вызывать огромный интерес. Кто занимается исследованием этих рукописных сборников? - Сейчас этим заниматься сложно, т.к. рукописи написаны караимским курсивом арамейского шрифта на крымско-караимском языке. Нужно знать арамейский шрифт и тюркский язык. Кроме того, у авторов был свой почерк, и к каждой рукописи надо приноровиться. В Турции недавно расшифрована и опубликована меджума и словарь к рукописи. Хотя бы десяток меджума перевести и опубликовать - было бы очень интересно. Это покажет и разнородность языка, и его единство. - Много ли меджума сохранилось? - Где-то порядка 30-ти. Около 18-ти находится в Литве, их собирал Хаджи Серая Хан Шапшал. Не менее 7-8 в С.-Петербурге в филиале института востоковедения. Там же по нашим данным есть не разобранные сундуки с рукописями. Но доступ к ним закрыт. - Вы уверены, что они не исчезли? - Не уверен. - Что касается памятника, датируемого 6 годом н.э., он же был задокументирован Фирковичем? - Да, и после него Хвольсоном. - Какова же судьба этого памятника? - Хвольсон изучал памятники еще при жизни Фирковича. Он же по разрешению караимской общины Бахчисарая сделал спилы, выбил копии тех же надписей на памятниках, и представил в академию наук в Петербурге. Сделали спилы с памятников, датированных 6 годом, 200 годом н.э. и т.д. По условиям общины эти памятники и спилы оставались её собственностью. Спилы (30 - 40 шт.) хранились в музее академии наук, но позже таинственным образом исчезли. - Советская историография фальсифицировала историю тюрок. В конце 30-х годов, примерно в одно и то же время, исчезают исторические памятники Крыма и Северного Кавказа, подтверждающие древнее присутствие тюрков на этих землях. Из Крыма с кладбища Балта Тиймез вывозят в Ленинград, якобы для хранения, древние памятники, включая датированный 6 годом н.э. Там они исчезают. В карачаевском роду Хасановых хранились из поколения в поколение две летописи, повествующие о древней истории тюрок. Одна из них - летопись Ботая - пропала после загадочной смерти Магомеда Хасанова, который повез ее в Ленинград к специалистам. Обратим внимание, что уничтожение древнетюркских памятников происходило незадолго до геноцида коренных народов Крыма и Северного Кавказа, обнаруживая системную закономерность. - Не думаю, что кто-то стал бы в блокадном Ленинграде целенаправленно уничтожать эти памятники и срезы, кроме определенного круга лиц. Что касается второй летописи - Карча, что сохранилась, то там имеются интересные параллели с Крымом. У нас есть предание, что в 1398 году крымские караимы и крымские татары попали в Литву с великим князем Витовтом, и в тот же период часть караев попала на Северный Кавказ. Документации, подтверждающей предание, не было. Но у карачаевцев и балкарцев есть похожее предание, что вместе с Карчой из Крыма пришли воины. Причем, в летописи Карчи читаем, что они пришли из крепости Къарасув, т.е. Къарасувбазара - очень интересно.