... зато другому умному человеку Гамперу бьём челом: восстань пред нами, научи работать нас, бельгиец...
Для остальных читателей: Конрад Ульрих Гампер был швейцарцем.
************************************************************************
КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ГОРОДА-МАШИНОСТРОИТЕЛЯВ один прекрасный день он приехал в наш благодатный, но провинциальный край, чтобы разбудить его от вековой спячки и вдохнуть в него европейскую жизнь. Благодаря его инициативе и при его непосредственном руководстве здесь был построен один завод, началось строительство второго… Смерть прервала его земной путь и помешала осуществить грандиозные планы, которые он мечтал реализовать на краматорской зем-ле. Этого человека по праву можно назвать крестным отцом города-машиностроителя, каким сегодня является Краматорск.
Если проследить исторический путь развития нашего города, можно прийти к однозначному выводу: за период 1868-1934 гг. Краматорск умудрился четырежды переродиться и при этом обрести столько же неравнодушных к его участи крестных отцов. Каждый из них привнес не-оценимый вклад в его становление и решающим образом повлиял на его дальнейшую судьбу.
Первым стал рязанский купец Самуил Соломонович Поляков. Возглавляемое им акционерное общество построило первую в Донбассе стальную магистраль - Курско-Харьково-Азовскую же-лезную дорогу. Проектом одноколейной дороги в 12-ти верстах южнее ст.Славянск была пре-дусмотрена полустанция для пропуска встречных поездов. Рождение полустанции, которая по-лучила название «Краматорская», произошло в 1868 году. Пройдет ровно сто лет, и краматор-чане начнут отмечать этот знаменательный год как дату основания нашего города.
Свое второе рождение полустанок переживет в 1878 году. В то время по настоянию известного в России промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова к полустанции Краматор-ская Курско-Харьково-Азовской железной дороги примкнула построенная им Донецкая Камен-ноугольная железная дорога. Бывший полустанок в одночасье превратился в полноценную уз-ловую товарную и пассажирскую станцию. Это обстоятельство дает нам основание называть Савву Мамонтова вторым крестным отцом Краматорска.
Четвертым «восприемником» (так официально крестных называли в старину) волею судьбы стал Серго Орджоникидзе. Учитывая наличие двух крупных Краматорских заводов - машино-строительного и металлургического - с их кадровым и техническим потенциалом, нарком оста-новил свой выбор на Краматорске и содействовал возведению в его в окрестностях Новокра-маторского машиностроительного завода. Строительство флагмана тяжелой индустрии обес-печило поселку городского типа стремительный рост и уже 20 июня 1932 года дало ему право получить новый статус - ГОРОД.
Но кто же был третьим крестным отцом Краматорска?
ЕГО ИМЯ - КОНРАД ГАМПЕР
В начале 90-х гг. XIX века промышленность в окрестностях станции Краматорская находилась буквально в зачаточном состоянии. Близ деревни Беленькое (она же - Николаевка) трудился небольшой спиртовой заводишко княгини Варвары Стокасимовой. Жители соседней деревни Ясная Горка, как и встарь, вели разработку мела и пережигали его на известь. Собственно краматорским являлось лишь одно производство: в непосредственной близости от самой стан-ции уже несколько лет усердно пыхтело первое наше промышленное предприятие - завод Эд-гара Адельмана, чья продукция (известь и алебастр) пользовалась неизменным спросом.
Но вот наступил 1896 год. В один из его дней встречавшие на Краматорском вокзале москов-ский поезд обратили внимание на одетого с иголочки господина, который, выйдя на перрон, тут же направился к начальнику станции. Тогда еще никто не знал, что прибывший был очень бо-гатым купцом из Санкт-Петербурга. Местные жители даже представить себе не могли, какую замечательную роль сыграет этот человек по имени Конрад Гампер в развитии здешней окру-ги, простиравшейся у границы Харьковской и Екатеринославской губерний. А ведь именно ему звезды уготовили право занять достойное место третьего крестного отца Краматорска: Конрад Гампер построил здесь механический завод и навсегда предопределил главную профессию будущего города - МАШИНОСТРОИТЕЛЬ.
ШВЕЙЦАРЕЦ ИЗ ПОЛЬШИ
Когда основанный Конрадом Гампером Старокраматорский машиностроительный завод отме-чал свой 100-летний юбилей, в его богатой событиями истории практически уже не было “бе-лых пятен”. К этому времени все главные вехи летописи СКМЗ были досконально изучены и подробно изложены в книгах. И все же до настоящего времени личность самого К.Гампера - основателя старейшины краматорских заводов - оставалась для нас непреодолимой тайной. Удивительно, однако вплоть до июня 2002 года никто в Краматорске не мог назвать место и точную дату рождения Гампера, подробности его биографии, сказать, наконец, где и когда умер тот, чья роль в истории нашего города сравнима только с ролью Джона Юза в истории Донецка. Краматорчане не имели представления и о том, как же выглядел этот загадочный человек.
Нам было известно только, что Конрад Гампер являлся выходцем из Швейцарии и основал у ст.Краматорская два завода – нынешние СКМЗ и КМЗ им.Куйбышева. Появление Гампера в наших местах обусловлено было рядом причин.
В 1880 году в Сосновицко-Домбровском бассейне Польши, на одном из участков имения, неко-гда принадлежавшего прусскому графу Ренарду, Гампер и его компаньон В.Фицнер, учредив фирму, построили котельный, мостостроительный и механический завод. Предприятие успеш-но развивалось. По сведениям, уже в конце XIX века ассортимент выпускаемой на нем продук-ции был весьма разнообразен. Здесь изготавливали паровые котлы всевозможных систем (один из них был установлен даже в Зимнем дворце Санкт-Петербурга), оборудование домен-ных печей, сталелитейных, прокатных, сахарных, винокуренных, пивоваренных и химических заводов, целлюлозных и писчебумажных фабрик, производили различные сварочные работы и проч. За неполные два десятилетия своего существования фирма “В.Фицнер и К.Гампер” по-ставила металлоконструкции для 8-ми доменных печей в Польше и 6-ти на заводах Юга Рос-сии (в том числе, для 2-х доменных печей в соседней с нами Дружковке).
Все было бы прекрасно, если бы не одна проблема, волновавшая Гампера. Заводы Сосновиц-ко-Домбровского бассейна работали на бедной железом руде и ввозили уголь из-за границы, что в итоге негативно сказывалось на стоимости их продукции. В более благоприятных услови-ях находились тогда вновь открывавшиеся предприятия на Юге России. Они использовали бо-гатую железом криворожскую руду и прекрасно коксующийся уголь Донбасса. Изделия южно-русских предприятий имели больший успех на рынке благодаря более низкой их себестоимо-сти. Существенным фактором была и отдаленность завода Конрада Гампера от потребителей в России.
Гампер не стал дожидаться, когда конкуренты вытеснят продукцию его предприятий с рынка, и начал решительно действовать. Для начала он принял русское подданство и перебрался из Польши в Санкт-Петербург, поселившись в доме № 32 на Невском проспекте. В столицу Рос-сии Конрад Ульрихович приехал с семьей: женой Юлией Юлиановной, сыновьями - Конрадом и Павлом, дочерьми - Фаней, Эрной и Юлией. Во второй половине 1896 года его уже приняли в купеческое сословие и записали купцом I гильдии. Швейцарец решил стать россиянином, что-бы приобрести участок земли где-нибудь на Юге России и построить там завод - филиал пред-приятий, расположенных на территории Польши. С этой целью он и прибыл на станцию Крама-торская.
Покупка земельного участка, простиравшегося по обе стороны реки Маячка, на левобережье Казенного Торца, состоялась в 1896 году. Вскоре здесь вырос Краматорский завод, который уже через год стал выпускать готовую продукцию. Это было третье предприятие, принадле-жавшее фирме К.Гампера. Два других находились на территории Польши: головное - котель-ный и механический завод в Сельцах близ Сосновиц (станции Варшавско-Венской железной дороги), вспомогательное - чугунолитейный и машиностроительный завод в Домброве, в том же Бендинском уезде Петроковской губернии. В 1897 году для их содержания К.Гампер учре-дил “Общество котельных и механических заводов В.Фицнер и К.Гампер”.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1898 году энергичный швейцарец начал строить домен-ную печь на Краматорском заводе. Уже в следующем году для привлечения новых капиталов он учредил Краматорское металлургическое Общество. Но тут случилось непоправимое - не-ожиданная смерть оборвала все его дальнейшие планы. В память о нем остался Краматорский завод и поселок Юльяновка, названный то ли в честь его дочери, то ли жены... Благодаря швейцарцу из Польши в нашей провинции появился тогда небольшой уголок, по виду и поряд-кам напоминавший Европу.
До 2002 года другие сведения из биографии Конрада Гампера для нас оставались тайной.
(см. продолжение)