Форум Краматорська

  • 24 Червня 2024, 10:34:19
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Памятник Конраду Гамперу  (Прочитано 18357 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

04 Березня 2010, 07:01:42
Прочитано 18357 раз
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
...А вот хоть какую-нибудь улицу назвать именем такого человека как Конрад Гампер - нет инициатив. ...

Неоднократно высказывался в пользу того, чтобы в городе МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ (где профессиональный праздник День машиностроителя - по сути, общегородской), на бульваре МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ, в непосредственной близости от Донбасской государственной МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ академии (например, на перекрестке бул.Машиностроителей и ул.Парковой) утсановить памятник основоположнику МАШИНОСТРОЕНИЯ в Краматорске (1896 год), основателю СКМЗ и КМЗ Конраду Гамперу. Тем более, что есть два фото Гампера - для работы скульптора.

С ректором ДГМА В.Федориновым говорил. Он - "за". Деньги нужны. Народная инициатива (коллективное обращение в СМИ, например) и финансовая поддержка крупного бизнеса (например, Совета директоров).

А как насчет переименовать библиотеку им.Маяковского на библиотеку им.Гампера. Деньги не нужны. Совсем! Только добрая воля руководства отдела культуры и директора ЦБС. Говорил об этом 27 февраля с заведующей библиотеки после заседания клуба. Смеется. Алла не против. Я это к чему? Нужен, в конце концов, прецедент.

Хотя нет, не прав - деньги нужны. Для приведения в порядок центра Нового Света, включая снос (ужас, о чем говорю!) остатков памятника Серго и сквера возле библиотеки.

На доме, где находится библиотека, с 1957 года висела мемориальная доска с указанием, кто такой Орджоникидзе, в честь которого названа центральная магистраль Краматорска. Хорошая была традиция. Доску металлисты сперли. После сноса памятника доску необходимо установить снова. Под руководством этого наркома строился НКМЗ. Поэтому его имя должно остаться и в названии улицы, и на карте города, и в виде памятника на территории НКМЗ (есть такой).      

  


Форум Краматорська

Памятник Конраду Гамперу
« : 04 Березня 2010, 07:01:42 »

04 Березня 2010, 11:55:28
Відповідь #1
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
О библиотеке, конечно, несерьезно. 

04 Березня 2010, 16:11:25
Відповідь #2
Offline

wolf


Offline wolf

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5725
  • Країна: 00
  • Карма: +273/-179
  • Дякую
  • Сказав: 1
  • Отримав: 49
  • Быть русским стыдно.
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
    • http://obs.in.ua
Нашли персону, ув. Краевед :D Вот если б Георгий Марковичу, да при жизни, да с позолотой - вот тут бы народ всколыхнулся! Несли б кровные аж бегом!  :lol: И в газетках печатали б: "Трудовой коллектив (...), как один, откликнулся на...." Ну и далее по тексту.   
Обычно, гениальные статьи после первого прочтения автором рождают мысль наподобие: "Это говно никто не должен увидеть..." Абсурд, но именно ЭТО дерьмо и станет шедевром.

04 Березня 2010, 19:45:55
Відповідь #3
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Этот вариант, уважаемый  wolf, не исключается.
Памятник Гамперу, а по бокам - аллея ярких звезд с небосвода краматорской истории всех времен.  :good:
 

04 Березня 2010, 19:53:17
Відповідь #4
Offline

wolf


Offline wolf

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5725
  • Країна: 00
  • Карма: +273/-179
  • Дякую
  • Сказав: 1
  • Отримав: 49
  • Быть русским стыдно.
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
    • http://obs.in.ua
Про памятник "серому кардиналу" не забудьте  :lol:
Обычно, гениальные статьи после первого прочтения автором рождают мысль наподобие: "Это говно никто не должен увидеть..." Абсурд, но именно ЭТО дерьмо и станет шедевром.

04 Березня 2010, 21:29:08
Відповідь #5
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
А надо сделать так, чтобы Общественный совет городской громады принимал решение - кому памятник, а кому забвение.

05 Березня 2010, 06:04:16
Відповідь #6
Offline

Oper


Offline Oper

  • удалено, ArguS
  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 42
  • Карма: +1/-1
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
  • удалено, ArguS
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Да поставьте вы памятник Гамперу на том заводе, владельцем которого он был! - и всех делов.
Соцгород к Гамперу вообще никакого отношения не имеет. Это действительно - Социалистический город.
Орджоникидзе к нему - действительно имеет отношение, хотя бы как нарком тяжмашпрома. А Гампер там кто будет? - самозванец. но при участии потомков. сам бы он от памятника себе наверняка отказался б.

Цитувати
А надо сделать так, чтобы Общественный совет городской громады принимал решение - кому памятник, а кому забвение.
это не совет никакой, и даже не громада будет решать. А - память будет решать. о ком помнить, а о ком - лучше промолчать. Простая человеческая память.
куда никаким общественным и государственным громадам доступа-то и нет.

05 Березня 2010, 07:04:33
Відповідь #7
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Да поставьте вы памятник Гамперу на том заводе, владельцем которого он был! - и всех делов.
Соцгород к Гамперу вообще никакого отношения не имеет. Это действительно - Социалистический город.
Орджоникидзе к нему - действительно имеет отношение, хотя бы как нарком тяжмашпрома. А Гампер там кто будет? - самозванец. но при участии потомков. сам бы он от памятника себе наверняка отказался б.

В Ваших словах есть логика. Но с оглядкой в прошлое. Памятники же должны служить будущему.

Из Википедии: "Памятник Джону Юзу — установлен в Донецке в честь Джона Джеймса Юза — валлийского промышленника, основателя Юзовки (современного Донецка). Памятник расположен в Ворошиловском районе Донецка, на улице Артёма, у третьего учебного корпуса Донецкого национального технического университета и библиотеки, что может символизировать профессию Джона Юза — инженера английского завода".

Правильное решение. Памятник Юзу установлен не возле основанного им завода, а там, где "куются" молодые кадры для будущего. В первую очередь, им следует помнить об основоположнике.   

это не совет никакой, и даже не громада будет решать. А - память будет решать. о ком помнить, а о ком - лучше промолчать. Простая человеческая память.
куда никаким общественным и государственным громадам доступа-то и нет.

Человеческую память следует будировать. Чем и занимаемся. В частности, на этом форуме.

05 Березня 2010, 07:27:51
Відповідь #8
Offline

Oper


Offline Oper

  • удалено, ArguS
  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 42
  • Карма: +1/-1
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
  • удалено, ArguS
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
По меньшей мере именем Юза называлась Юзовка. причём, как краевед, Вы должны догадываться, что название это не сам инженер Юз вбудировал в массы. была б его воля назвал бы каким-нибудь "Угольным Сити" шахтёрский посёлок вокруг СВОИХ шахт.
Раз название народное - значит что-то было в этом инженере.

А то что учиться надо - так об этом и дедушка Ленин талдычил, даже трижды повторял:
Учиться, учиться и учиться!
Только как-то всё равно тупо и по-советски у нас (или вас) получается: Орджоникидзе памятник похерили (хотя он никого не подводил вроде как под расстрел из невиновных), зато другому умному человеку Гамперу бьём челом: восстань пред нами, научи работать нас, бельгиец...

А памятники они ведь для того и памятники - о них заботиться надо. пусть даже они самому Люциферу стоят.
А то что Вы умно рассуждаете - это я вижу. но прежде чем общественная ваша палата при совете громады что-то начнёт придумывать - ещё десять раз подумайте - кому и куда ставить, и ставить ли вообще, что б потом в вас пальцами не показывали из каких-нибудь новых общественных организаций, те что придут вам на смену.

05 Березня 2010, 13:07:44
Відповідь #9
Offline

rayo


Offline rayo

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 11145
  • Країна: ua
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 8434
  • Отримав: 2769
  • А тоннель то что-то не кончается!
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Похоже, он опять проявился... Весеннее обострение?  :)
Слава Україні!
Не люблю скигліїв та фарисеїв.
В Україні дві біди: заздрісний північний сусід-агресор та українські гниди, що чекають "асвабадітєлєй".

05 Березня 2010, 13:14:50
Відповідь #10
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Похоже, он опять проявился... Весеннее обострение?  :)
Только уже под другим ником :D
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

05 Березня 2010, 13:17:19
Відповідь #11
Offline

rayo


Offline rayo

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 11145
  • Країна: ua
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 8434
  • Отримав: 2769
  • А тоннель то что-то не кончается!
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Похоже, он опять проявился... Весеннее обострение?  :)
Только уже под другим ником :D
пАдпольщик, кАнкретный.  :lol:
Слава Україні!
Не люблю скигліїв та фарисеїв.
В Україні дві біди: заздрісний північний сусід-агресор та українські гниди, що чекають "асвабадітєлєй".

06 Березня 2010, 07:29:05
Відповідь #12
Offline

Oper


Offline Oper

  • удалено, ArguS
  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 42
  • Карма: +1/-1
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
  • удалено, ArguS
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Кому я поставил бы памятник в городе, причём именно в Соцгороде (раз уж кому-то свербит хоть что-то. но поставить!), то инженеру Гебелю!
есть тут темка на форуме https://www.kramatorsk.info/talk/index.php?topic=24359.0. в частности о его плотине.

вот реально - инженер. человек сам спроектировал, сконструировал весьма мощное даже по современным меркам сооружение! А то что мы, нащадки и потомки так до ручки довели уникальное и нужное городу его инженерно-техническое сооружение, то это уже наши нащадки оценят и  назовут нас - по заслугам.

Что, никто ещё не предлагал памятник инженеру Гебелю в Краматорске поставить? похоже, что и мысли ни в одном мозгу такой не возникало...

06 Березня 2010, 12:17:44
Відповідь #13
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
... зато другому умному человеку Гамперу бьём челом: восстань пред нами, научи работать нас, бельгиец...

Для остальных читателей: Конрад Ульрих Гампер был швейцарцем.

************************************************************************

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ГОРОДА-МАШИНОСТРОИТЕЛЯ

В один прекрасный день он приехал в наш благодатный, но провинциальный край, чтобы разбудить его от вековой спячки и вдохнуть в него европейскую жизнь. Благодаря его инициативе и при его непосредственном руководстве здесь был построен один завод, началось строительство второго… Смерть прервала его земной путь и помешала осуществить грандиозные планы, которые он мечтал реализовать на краматорской зем-ле. Этого человека по праву можно назвать крестным отцом города-машиностроителя, каким сегодня является Краматорск.

Если проследить исторический путь развития нашего города, можно прийти к однозначному выводу: за период 1868-1934 гг. Краматорск умудрился четырежды переродиться и при этом обрести столько же неравнодушных к его участи крестных отцов. Каждый из них привнес не-оценимый вклад в его становление и решающим образом повлиял на его дальнейшую судьбу.

Первым стал рязанский купец Самуил Соломонович Поляков. Возглавляемое им акционерное общество построило первую в Донбассе стальную магистраль - Курско-Харьково-Азовскую же-лезную дорогу. Проектом одноколейной дороги в 12-ти верстах южнее ст.Славянск была пре-дусмотрена полустанция для пропуска встречных поездов. Рождение полустанции, которая по-лучила название «Краматорская», произошло в 1868 году. Пройдет ровно сто лет, и краматор-чане начнут отмечать этот знаменательный год как дату основания нашего города.

Свое второе рождение полустанок переживет в 1878 году. В то время по настоянию известного в России промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова к полустанции Краматор-ская Курско-Харьково-Азовской железной дороги примкнула построенная им Донецкая Камен-ноугольная железная дорога. Бывший полустанок в одночасье превратился в полноценную уз-ловую товарную и пассажирскую станцию. Это обстоятельство дает нам основание называть Савву Мамонтова вторым крестным отцом Краматорска.

Четвертым «восприемником» (так официально крестных называли в старину) волею судьбы стал Серго Орджоникидзе. Учитывая наличие двух крупных Краматорских заводов - машино-строительного и металлургического - с их кадровым и техническим потенциалом, нарком оста-новил свой выбор на Краматорске и содействовал возведению в его в окрестностях Новокра-маторского машиностроительного завода. Строительство флагмана тяжелой индустрии обес-печило поселку городского типа стремительный рост и уже 20 июня 1932 года дало ему право получить новый статус - ГОРОД.

Но кто же был третьим крестным отцом Краматорска?

ЕГО ИМЯ - КОНРАД ГАМПЕР

В начале 90-х гг. XIX века промышленность в окрестностях станции Краматорская находилась буквально в зачаточном состоянии. Близ деревни Беленькое (она же - Николаевка) трудился небольшой спиртовой заводишко княгини Варвары Стокасимовой. Жители соседней деревни Ясная Горка, как и встарь, вели разработку мела и пережигали его на известь. Собственно краматорским являлось лишь одно производство: в непосредственной близости от самой стан-ции уже несколько лет усердно пыхтело первое наше промышленное предприятие - завод Эд-гара Адельмана, чья продукция (известь и алебастр) пользовалась неизменным спросом.

Но вот наступил 1896 год. В один из его дней встречавшие на Краматорском вокзале москов-ский поезд обратили внимание на одетого с иголочки господина, который, выйдя на перрон, тут же направился к начальнику станции. Тогда еще никто не знал, что прибывший был очень бо-гатым купцом из Санкт-Петербурга. Местные жители даже представить себе не могли, какую замечательную роль сыграет этот человек по имени Конрад Гампер в развитии здешней окру-ги, простиравшейся у границы Харьковской и Екатеринославской губерний. А ведь именно ему звезды уготовили право занять достойное место третьего крестного отца Краматорска: Конрад Гампер построил здесь механический завод и навсегда предопределил главную профессию будущего города - МАШИНОСТРОИТЕЛЬ.

ШВЕЙЦАРЕЦ ИЗ ПОЛЬШИ

Когда основанный Конрадом Гампером Старокраматорский машиностроительный завод отме-чал свой 100-летний юбилей, в его богатой событиями истории практически уже не было “бе-лых пятен”. К этому времени все главные вехи летописи СКМЗ были досконально изучены и подробно изложены в книгах. И все же до настоящего времени личность самого К.Гампера - основателя старейшины краматорских заводов - оставалась для нас непреодолимой тайной. Удивительно, однако вплоть до июня 2002 года никто в Краматорске не мог назвать место и точную дату рождения Гампера, подробности его биографии, сказать, наконец, где и когда умер тот, чья роль в истории нашего города сравнима только с ролью Джона Юза в истории Донецка. Краматорчане не имели представления и о том, как же выглядел этот загадочный человек.

Нам было известно только, что Конрад Гампер являлся выходцем из Швейцарии и основал у ст.Краматорская два завода – нынешние СКМЗ и КМЗ им.Куйбышева. Появление Гампера в наших местах обусловлено было рядом причин.

В 1880 году в Сосновицко-Домбровском бассейне Польши, на одном из участков имения, неко-гда принадлежавшего прусскому графу Ренарду, Гампер и его компаньон В.Фицнер, учредив фирму, построили котельный, мостостроительный и механический завод. Предприятие успеш-но развивалось. По сведениям, уже в конце XIX века ассортимент выпускаемой на нем продук-ции был весьма разнообразен. Здесь изготавливали паровые котлы всевозможных систем (один из них был установлен даже в Зимнем дворце Санкт-Петербурга), оборудование домен-ных печей, сталелитейных, прокатных, сахарных, винокуренных, пивоваренных и химических заводов, целлюлозных и писчебумажных фабрик, производили различные сварочные работы и проч. За неполные два десятилетия своего существования фирма “В.Фицнер и К.Гампер” по-ставила металлоконструкции для 8-ми доменных печей в Польше и 6-ти на заводах Юга Рос-сии (в том числе, для 2-х доменных печей в соседней с нами Дружковке).

Все было бы прекрасно, если бы не одна проблема, волновавшая Гампера. Заводы Сосновиц-ко-Домбровского бассейна работали на бедной железом руде и ввозили уголь из-за границы, что в итоге негативно сказывалось на стоимости их продукции. В более благоприятных услови-ях находились тогда вновь открывавшиеся предприятия на Юге России. Они использовали бо-гатую железом криворожскую руду и прекрасно коксующийся уголь Донбасса. Изделия южно-русских предприятий имели больший успех на рынке благодаря более низкой их себестоимо-сти. Существенным фактором была и отдаленность завода Конрада Гампера от потребителей в России.

Гампер не стал дожидаться, когда конкуренты вытеснят продукцию его предприятий с рынка, и начал решительно действовать. Для начала он принял русское подданство и перебрался из Польши в Санкт-Петербург, поселившись в доме № 32 на Невском проспекте. В столицу Рос-сии Конрад Ульрихович приехал с семьей: женой Юлией Юлиановной, сыновьями - Конрадом и Павлом, дочерьми - Фаней, Эрной и Юлией. Во второй половине 1896 года его уже приняли в купеческое сословие и записали купцом I гильдии. Швейцарец решил стать россиянином, что-бы приобрести участок земли где-нибудь на Юге России и построить там завод - филиал пред-приятий, расположенных на территории Польши. С этой целью он и прибыл на станцию Крама-торская. 

Покупка земельного участка, простиравшегося по обе стороны реки Маячка, на левобережье Казенного Торца, состоялась в 1896 году. Вскоре здесь вырос Краматорский завод, который уже через год стал выпускать готовую продукцию. Это было третье предприятие, принадле-жавшее фирме К.Гампера. Два других находились на территории Польши: головное - котель-ный и механический завод в Сельцах близ Сосновиц (станции Варшавско-Венской железной дороги), вспомогательное - чугунолитейный и машиностроительный завод в Домброве, в том же Бендинском уезде Петроковской губернии. В 1897 году для их содержания К.Гампер учре-дил “Общество котельных и механических заводов В.Фицнер и К.Гампер”.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1898 году энергичный швейцарец начал строить домен-ную печь на Краматорском заводе. Уже в следующем году для привлечения новых капиталов он учредил Краматорское металлургическое Общество. Но тут случилось непоправимое - не-ожиданная смерть оборвала все его дальнейшие планы. В память о нем остался Краматорский завод и поселок Юльяновка, названный то ли в честь его дочери, то ли жены... Благодаря швейцарцу из Польши в нашей провинции появился тогда небольшой уголок, по виду и поряд-кам напоминавший Европу. 

До 2002 года другие сведения из биографии Конрада Гампера для нас оставались тайной.

(см. продолжение)

06 Березня 2010, 12:18:34
Відповідь #14
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
ПОМОГ ПОЛЬСКИЙ ДИПЛОМАТ

Всему свое время. Эта сентенция оказалась права и в этой истории.

Несколько лет назад в Краматорске образовалось и заявило о себе городское Общество поль-ской культуры. Активность и неравнодушие его членов обратили на себя внимание не только краматорчан. У здешних поляков стал бывать Генеральный консул Республики Польши в горо-де Харькове пан Михал Журавский. За годы независимости Украины наш город редко удостаи-вался чести принимать у себя дипломатов. Поэтому визиты пана Михала в Краматорск - аргу-мент в пользу Краматорска и лишнее доказательство дружественной атмосферы, которая в нем стала царить.

Идея расширить поиски сведений о Гампере и с этой целью послать запрос в польский город Сосновец возникла в ноябре 2001 года, во время нашей встречи с паном Журавским и его суп-ругой. В конце апреля 2002 года заместитель председателя Общества польской культуры г.Краматорска Генрих Дубинский передал мое письмо Генеральному консулу во время его при-езда в Донецк для участия в вечере, посвященном памяти великого польского композитора Фредерика Шопена.

А спустя некоторое время из музея в городе Сосновец почта доставила в Краматорск ответ на мой запрос. Директор музея Збигнев Студенцкий любезно предоставил нам ксерокопии не-скольких страниц из “Сосновицкого календаря-ежегодника за 1899 год” с текстом на польском языке и копию портрета Конрада Гампера, помещенного в этом же издании. Статья-некролог неизвестного автора, напечатанная в “Ежегоднике” по случаю смерти Гампера, по сути, содер-жала ответы на все интересующие нас вопросы. Сделать такой вывод позволил перевод нек-ролога на русский язык, выполненный сотрудником кафедры иностранной филологии КЭГИ Владимиром Урусовым.

Сказать, что история вновь поделилась с нами очередным откровением, значит не сказать ни-чего. Сведения о К.Гампере, которые не преминул сообщить автор некролога, для истории Краматорска бесценны - их следовало воспринимать, как редкую удачу. Приходилось лишь со-жалеть, что качество портрета третьего “крестного отца”, присланного из Сосновец, оставляло желать лучшего. Но даже будучи столь некачественным, изображение все же давало общее представление об облике человека, которому Краматорск обязан обретением многих доселе невиданных здесь достижений европейской цивилизации.

ЛЮБИМЕЦ ФОРТУНЫ, ИНТЕЛЛИГЕНТ, ТАЛАНТЛИВЫЙ АДМИНИСТРАТОР И ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР

Наверное, трудно подобрать лучше слова, чем те, которые автор некролога высказал в адрес безвременно ушедшего из жизни председателя правления Акционерного Общества “В.Фицнер и К.Гампер”, учредившего Краматорское металлургическое Общество. Ничуть не сомневаясь в искренности его слов, остановим внимание лишь на характерных и попытаемся сложить пред-ставление о Гампере как о человеке и бизнесмене.

Природа наградила его благородным характером и прекрасным умом. Гампера отличали чув-ство справедливости, интеллигентность, необычайное трудолюбие, глубокие знания. Он умел легко и быстро находить правильное решение, обладал огромной энергией и настойчивостью. Это был талантливый администратор и деятельный инженер. Материальные успехи для него не были самоцелью: они являлись средством, которое позволяло ему развивать и совершен-ствовать дело. Любимец фортуны, Гампер был скромным в своих потребностях и даже скупым в отношении себя. Однако “его ладонь всегда была открыта для добрых и разумных целей”. Многие люди были благодарны ему за помощь, которую он когда-либо им оказал. В завещании, составленном за полтора года до смерти, Гампер сделал два распоряжения. Одно - для пенси-онной кассы своих рабочих и служащих, другое - для разных общественных благотворитель-ных организаций своего родного кантона (административно-территориальная единица в Швей-царии - В.К.).

Конрад Гампер родился 30 апреля 1846 года в деревне Нейхаус кантона Тургау в Швейцарии. 17-летним юношей, вопреки воле родителей, он покинул дом и “отправился в мир, чтобы на-чать в столь юном возрасте тяжелую борьбу за жизнь”. Поступив учеником к слесарю, Конрад одиннадцать лет, не разгибая спины, постигал премудрости избранной профессии, занимался самообразованием и, в конце концов, получил высшее политехническое образование.

В 1867 году он очутился на выставке в Париже. Оставаясь во Франции, на протяжении двух лет работал на многих заводах, нередко бедствовал. Судьба поводила его по Европе: Гамперу до-велось принимать участие в больших стройках во Франции, Германии, Чехии, Венгрии.

В 1874 году Конраду предложили должность конструктора на заводе фон Руффера во Вроцла-ве. С этого времени его деятельность приобретает постоянное направление. Его замечает хо-зяин и, оценив способности Конрада, предлагает ему вначале строительство двух железных мостов на реке Одра, а затем железнодорожного моста под Козлем.

В 1876 году Конрад Гампер становится директором завода по производству паровых котлов и железных мостов в Пилахютте в Горном Сленске. Находясь там, предприимчивый инженер, предложил фон Руфферу открыть новые филиалы завода, но получил отказ. И когда хозяин известного завода по производству котлов в Лаурахютте в Горном Сленске В.Фицнер предло-жил уже самому Гамперу строить фабрику котлов в Королевстве Польском, он охотно согла-сился и в 1880 году построил уже известный нам завод в Сельце под Сосновицами.

В 1893 году Гампер присоединил к своему предприятию завод машин и литья в Домброве, в 1895-м выкупил долю у В.Фицнера, а в 1896 году начал строительство механического завода у станции Краматорская в Харьковской губернии.

Его энергия поражала современников. Помимо управления своими заводами, Гампер долгое время управлял имениями и шахтами князя Гогенлое, был председателем наблюдательного совета прокатного завода в Миловице, выполнял обязанности директора правления Акционер-ного общества Августа Реппана в Варшаве. Его имя хорошо знали известные промышленники Европы.

Конрад Гампер умер внезапно и без мучений на работе - как солдат на боевом посту. Случи-лось это 29 сентября (по старому стилю) 1899 года в Краматорской. Тело его было перевезено в Сосновицы и там похоронено на евангелистском кладбище. По словам очевидца, проститься с покойным пришли тысячи людей.

По словам нашего современника, польского исследователя Томаша Костро из г.Сосновец, Конрад Гампер немного не дожил до своего наивысшего триумфа как конструктор и инженер. Вероятно, венцом славы в его карьере должен был стать успех 1900 года. Тогда паровой котел конструкции К.Гампера, изготовленный в Польше мастером Робертом Куликом, получил на Всемирной выставке в Париже высшую награду - «Гран При». Известно, что всемирно при-знанные котлы фирмы «В.Фицнер и К.Гампер» исправно работали в г.Сосновец до недавнего времени.   

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Позднее стало известно, что время пощадило могилу Конрада Гампера. В 1990 году админист-рация основанного им в Сосновице завода обновила на ней памятник. Вероятно, настанет день, когда официальная делегация наших земляков посетит город Сосновец и поставит у мо-гилы основоположника машиностроения и металлургии в Краматорске корзину цветов, укра-шенную лентой  с надписью: “Конраду Гамперу - от благодарных краматорчан”. А когда это станет доброй традицией, ни расстояние, ни даже само Время не будет властно над этими словами и памятью наших потомков.   

... Когда-нибудь в нашем городе обязательно поставят памятник Гамперу, на пьедестале кото-рого также начертают благодарственные слова в его адрес. В знаменательный день – 7 апреля 2004 года, то есть в праздник Благовещения, - стало известно, что на протяжении многих лет в домашнем архиве одного из краматорчан хранилась ранее неизвестная фотография Конрада Гампера. Теперь мы точно знаем, как выглядел третий “крестный отец” Краматорска, и ваять его лицо в камне для талантливого скульптора не составит труда. В городе, который День машиностроителя отмечает, как собственный день рождения, памятник Гамперу будет символи-зировать интеллект и преданность краматорчан лучшим традициям, их стремление к созиданию и прогрессу.
 
(опубликовано в газете "Поиск")

Форум Краматорська

Re: Памятник Конраду Гамперу
« Відповідь #14 : 06 Березня 2010, 12:18:34 »