Родители не обязаны сдавать деньги в школуА педагогам, занимающимся вымогательством, грозит до 5 лет лишения свободы
http://blog.liga.net/user/nesterenko/article/2278.aspxЛюбое требование денег педагогами или представителями родительского комитета – незаконно и не имеет оснований. Но если собирают деньги в качестве благотворительности, этого запретить нельзя. Есть 5 законов, которые регулируют благотворительную деятельность. На май 2008 года у нас зарегистрировано 104 благотворительных фондов. Они имеют устав, в котором четко прописано, на что и каким образом собираются деньги. Благотворительность означает, прежде всего, добровольность: кто может - сдает, а кто не может или не хочет, его не должны насильно заставлять. У нас же проблема возникает на уровне ментальности: «Почему, если я сдаю деньги, кто-то другой этого не делает? Почему чей-то сын будет пить воду из кулера, купленного на мои деньги?». Так рассуждают многие родители».
Татьяна Ивановна говорит, что еще 3 мая 2007 года главное управление образования издало приказ, который категорически запрещает педагогам лично собирать деньги у родителей или учеников или же быть членом благотворительного фонда....
Правоохранительные органы
Старший оперуполномоченный по особо важным делам департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины Андрей Лис: «Если заявление или жалоба будут написаны группой родителей, то правоохранительным органам будет с чем разбираться. Может быть возбуждено уголовное дело. С конкретными фактами родителям нужно обращаться в милицию или прокуратуру. Статистика подобных уголовных дел есть в главном следственном управлении».
Юридическая консультация
Также мы обратились за комментарием в юридическую службу для детей и родителей Киевского городского центра социальных служб. По словам юриста Анастасии Мишкиной, финансовые сборы в школах регулирует Закон Украины «Об Образовании». В нем четко сказано:
«Громадяни України мають право на безкоштовну освіту в усіх державних навчальних закладах незалежно від статі, раси, національності, соціального і майнового стану, роду та характеру занять, світоглядних переконань, належності до партій, ставлення до релігії, віросповідання, стану здоров'я, місця проживання та інших обставин. Збирання грошей «на ремонт», «на подарунки вчителям» і т.д. є повністю добровільними внесками, які здійснюються на росзуд батьків учня».
«Если школа или родительский комитет оказывает психологическое давление на ученика, как было описано в примере, то выходом из такой ситуации может быть обращение в правоохранительные органы с заявлением о требовании взятки,- говорит юрист.- Перед тем как обратиться в милицию, следует собрать все возможные доказательства, что именно эти люди оказывали на вас давление. Доказательствами могут быть и свидетельства очевидцев. Кроме того, следует проверить бухгалтерию школы. Этим занимается Контрольно-ревизионное управление. Именно оно разберется, где незаконные «подарки» или же двойная бухгалтерия. Ответственность, которая применяется за такие сборы, регулируется Уголовным Кодексом Украины».
Одержання хабара (ст. 368 ККУ)
Під одержанням хабара розуміється одержання службовою особою в будь-якому вигляді хабара за виконання чи невиконання в інтересах того, хто дає хабара, чи в інтересах третьої особи будь-якої дії з використанням наданої їй влади чи службового становища.
Хабар являє собою незаконну винагороду лише майнового характеру (що оцінюється грошима на момент одержання хабара, або може бути оцінено в майбутньому) і може виражатися....
В милицию и прокуратуру с подобными заявлениями действительно обращаются, но редко. Если школы и проверяют, то зачастую находят несоответствие бухгалтерского учета с тем, на что действительно в школе потрачены деньги. Чаще всего родители свои жалобы пишут в городскую либо государственную инспекцию учебных заведений
Чтобы прекратить школьные «поборы» недостаточно одних только жалоб родителей, взаимных обвинений и ссор. Да, и карательные процессы учителей, которые периодически освещают в СМИ, помогут мало. Следует в корне изменить отношение в связке «учитель-ребенок-родитель». Если каждый будет заниматься своим делом профессионально (учитель – учить, ребенок – учиться, родители – зарабатывать деньги и заниматься воспитанием чада), проблем будет гораздо меньше. В процессе общения учителей и родителей не должны ставиться материальные вопросы, тем более, не может быть никаких намеков на «белую ворону»....
"Человек и Закон", сентябрь 2008