Это не отменяет того факта, что ленд-лиз не был халявой. Если я правильно помню, Россия, как правопреемница Союза, до сих пор с долгами расчитывается.
Ленд-Лиз если перевести по смыслу, звучит как Взаймы-В аренду.
Какая то часть (малая) товаров поставлялась сразу за определенную плату, а большая часть (особенно военная техника и автотранспорт) сдавались, как бы, в аренду.
По условиям
соглашения все, что было потеряно по пути к месту назначения, либо было уничтожено в бою оплате не подлежало. То, что было в приемлемом состоянии и могло быть использовано в "народном хозяйстве" США, по окончании войны должно было быть возвращено или оплачено.
Сейчас не помню где читал -- после войны в некоторых морских портах действовали "приемные пункты". Туда сгонялась автомобильная техника, поставленная по Ленд-Лизу, дабы не платить за нее. Американские офицеры принимали ее, проверяли комплектацию, после чего тут же пускали под пресс и грузили уже как металлолом. А что бы техника была в "надлежащем состоянии", как по договору, русские ее предварительно ремонтировали, шпаклевали, красили, комплектовали ключами и запасками и т.д.
Поэтому такая большая разница между стоимостью поставленного товара и размером долга.