Форум Краматорська

  • 14 Червня 2025, 23:00:13
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Торки  (Прочитано 360418 раз)

0 Користувачів і 2 Гостей дивляться цю тему.

10 Липня 2017, 12:43:31
Відповідь #2925
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Второй поход Святослава на Болгарию Смерть Ольги

(969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь, я больна; куда хочешь уйти от меня?» - ибо она уже разболелась. И продолжала: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - этот и похоронил блаженную Ольгу.
Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед светом. Она ведь сияла; как луна в ночи, так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть во Христа. Мы же взываем к ней: «Радуйся русское познание Бога, начало нашего с ним примирения». Она первая из русских вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские - свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь. Ведь души праведных не умирают; как сказал Соломон: «Веселится народ похваляемому праведнику». Память праведника бессмертна, так как признается он и Богом, и людьми. Здесь же ее все люди прославляют, видя, что она лежит много лет, не тронутая тлением; ибо сказал пророк: «Прославляющих меня прославлю». О таких ведь Давид сказал: «В вечной памяти будет праведник, не убоится дурной молвы; готово сердце его уповать на Господа; утверждено сердце его и не дрогнет». Соломон же сказал: «Праведники живут вовеки; награда им от Господа и попечение о них у Всевышнего. Посему получат они царство красоты и венец доброты от руки Господа, ибо он покроет их десницею и защитит их мышцею». Защитил ведь он и эту блаженную Ольгу от врага и супостата - дьявола.

===
Не первая далеко не первая из русов она в Рай попала ) либо Русы туда до этого не попадали, по византийским и арабским хроникам крещения руси были до нее... и после нее
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

Форум Краматорська

Re: Торки
« Відповідь #2925 : 10 Липня 2017, 12:43:31 »

10 Липня 2017, 12:47:39
Відповідь #2926
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Дележка земли

(970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.

Вот сама тема Мал-Добрыня-Малка-Малыш (новгородский), будет отдельно когда нибудь осмыслена, так-как я уверен, что Добрыня и род Малышев его потомки и они же притянули Палотенце с морды Иисуса.

Хроника

970

Второй поход Святослава на Дунай. Победы. Взятие Преславы. Пленение царя Болгарии Бориса II. Поход Иоанна Цимисхия на Святослава. Победа Святослава при Марице. Мир между Византией и Русью.

971

Весна — Иоанн Цимисхий, нарушив перемирие, провёл войска через горные проходы и подошёл к Преславе. Он разбил русов и взял Преславу. Борис взят в плен, захвачена царская казна. Цимисхий двинулся к Доростолу, где начались бои. 21 июля — Решающая битва под Доростолом. Большие потери обеих сторон. Мир Византии с Русью. Оккупация греками В Болгарии.

Печенеги заключили мир с Византией, отказались дать обещание пропустить войско Святослава в Киев.
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

10 Липня 2017, 12:55:38
Відповідь #2927
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
(971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань на всю свою дружину и скажи сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских. И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», - но прибавил десять тысяч, ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их, сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим, позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь бояр своих в палату, и сказал им: «Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?» И сказали ему бояре: «Пошли к нему дары; испытаем его: любит ли он золото или паволоки?» И послал к нему золото и паволоки с мудрым мужем, наказавши ему: «Следи за его видом, и лицом, и мыслями!» Он же взял дары и пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли греки, с поклоном, и сказал: «Введите их сюда». Те вошли и поклонились ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отрокам, смотря в сторону: «Спрячьте». Греки же вернулись к царю, и созвал царь бояр. Посланные же сказали: «Пришли де мы к нему и поднесли дары, а он и не взглянул на них - приказал спрятать». И сказал один: «Испытай его еще раз: пошли ему оружие». Они же послушали его и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражать ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань». И послал к нему царь, говоря так: «Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь». Ибо только немногим не дошел он до Царьграда. И дали ему дань. Он же брал и на убитых, говоря: «Возьмет де за убитого род его». Взял же и даров много, и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня», - так как многие были убиты в боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины».

И послал послов к царю в Доростол, где в это время находился царь, говоря так: «Хочу иметь с тобою твердый мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиною своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем, и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам тогда поможет? Заключим же с царем мир, ведь они уже обязались платить нам дань, - того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о том царю. Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: «Пусть говорят послы русские». Они же начали: «Так говорит князь наш: “Хочу иметь полную любовь с греческим царем на все будущие времена”». Царь же обрадовался и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию. И стал посол говорить все речи, и стал писец писать. Говорил же он так:
«Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу иметь мир и полную любовь с каждым великим царем греческим, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на то, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если и иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы прежний договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, - от Перуна и Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное наше оружие. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне и написали в хартии этой и скрепили своими печатями».
Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его, и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову. И тут перезимовал Святослав.
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

10 Липня 2017, 13:04:43
Відповідь #2928
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
(972), когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было 20 и 8.

 (973). Начал княжить Ярополк.

972

Гибель Святослава на острове Хортица в битве с печенегами. Начало правления Ярополка Святославича (до 978).

Вот как бы полный текст Лаврентьевской летописи. И хроника из Википедии иллюстрирующая жизни Святослава. Мы не берем другие с надписями типа Чужое Хотел, Свое Просрал, на его черепе... и тд... суть понятна...
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

10 Липня 2017, 21:12:32
Відповідь #2929
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Арабские источники...

Земля славян обширна, длиной около двух месяцев [пути]. Булгар — город небольшой, нет в нем многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств. И опустошили его русы, и напали на Хазаран, Самандар 28 и Итиль в [89]

году 358 / 968-69 29, и отправились тотчас же после к стране Византия и в Андалусию 30, и разделились на две группы. Русы — народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль 31. Оторвалась часть тюрков от своей страны, и расположилась она между хазарами и Румом. Называют их печенеги. Не было им места на земле в прежние времена, и вот пришли они в нее (землю между хазарами и Румом. — Т. К.) и завоевали ее. И они — «шип» русийев и их сила 32, и они (русы. — Т. К.) выходили раньше за [свои] пределы, к Андалусии, потом к Барза'а 32. [90]

(...) (Река Итиль. — Т. К.) течет (к хазарской столице Итиль. — Т. К.) из страны русов.

АБУ-Л-КАСЫМ ИБН ХАУКАЛЬ
КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН

http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/text5.phtml
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

10 Липня 2017, 21:50:08
Відповідь #2930
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Захват Берды Русами (Азербайджан) 943

Поход в прикаспийские государства в 943/945 годах, упомянутый в Кембриджском документе без даты, довольно подробно изложен восточными авторами по следам свежих событий. Арабский писатель Ибн Мискавейх (начало XI века) определяет дату похода в 943/944 году, а сирийский историк XIII века Бар-Эбрей сообщил, что набег на Бердаа состоялся «в том же году, когда воцарился Мустакфи, сын Муктафи [халиф аббасидской династии]», то есть в 944/945.

Основной целью похода русов стал богатый город Бердаа — бывшая столица Кавказской Албании, расположенный на притоке Куры. Русы, числом до 3-х тысяч, легко разбили вышедший им навстречу небольшой гарнизон и наспех собранное 5-тысячное ополчение, после чего захватили Бердаа. Грабить город они не стали, а заявили местным жителям, что гарантируют безопасность и свободу вероисповедания, если те будут им подчиняться. Однако сочувствующие нашлись только среди знати, основная часть жителей подчиняться отказалась. Город осадили подоспевшие войска (до 30 тысяч) дейлемского правителя Азербайджана Марзубана ибн Мухаммеда, но он не смог выбить русов. Чтобы подавить волнения горожан, русы предложили всем желающим покинуть город за 3 дня. Уйти решились только те, кто имел вьючных животных. По истечении срока русы перебили большую часть жителей, до 10 тысяч заточили в крепость и предложили выкупить себя. Тех, кто не смог или отказался внести выкуп, русы убили.

Из-за выступления мятежников на юге Марзубан был вынужден уйти с войском в Сирию, оставив для блокады Бердаа 4 тысячи воинов. В стане русов вспыхнула эпидемия желудочного заболевания с большой смертностью среди них, и они приняли решение отступить. Под покровом ночи они покинули город, взяв всю добычу, какую смогли унести на плечах, и угнав часть женщин с собой. Затем русы достигли своего лагеря на Куре, где сели на корабли и ушли в свою страну. Всего русы провели в Бердаа полгода, оставив его безлюдным и опустошённым.
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

10 Липня 2017, 21:51:49
Відповідь #2931
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Ок. 960 хазарский царь Иосиф в письме к сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту отметил, что ведёт с русами «упорную войну», не пуская их в море и по суше к Дербенту, иначе они, по его словам, могли бы завоевать все исламские земли до Багдада. Под контролем хазар находились и другие ключевые цели русской экспансии: Керченский пролив и Подонье. Эти обстоятельства сделали неизбежным открытое столкновение между двумя странами.

Оно разразилось при вокняжении князя Святослава Игоревича. Ход войны может быть реконструирован в различных вариантах. Возможно, состоялся один большой поход, начавшийся в 965, возглавляемый Святославом. Либо имели место два похода. Первый — в 965, направленный против Саркела (хазарская застава на Дону), второй — основной в 968/969 против территории Хазарии в Прикаспии. В этом случае он проходил уже без участия Святослава, так как согласно русской летописи князь в это время находился в Киеве[8]. В ходе военных действий русы разбили хазарское войско во главе с каганом, захватили Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа, подчинили ясов и касогов в Прикубанье, разграбили обе части города Итиль, другой крупный хазарский город на Каспии — Семендер и территорию выше по Волге — страну буртасов и город Булгар. Хазарское население в панике разбежалось, укрывшись на островах. Царский двор покинул столицу. Результатом похода стал полный разгром Хазарии.

На Тамани после этого возникло русское Тмутараканское княжество, просуществовавшее до нач. XII века. Правление хазар на Волге было восстановлено в 980-е гг. с помощью Ширвана и Хорезма ценой отказа хазарской знати от иудаизма в пользу ислама. В 985 г. Князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре после этого Хазария прекратила своё существование как государство.
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

10 Липня 2017, 21:55:28
Відповідь #2932
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
В 987 году за помощью к русам обратился эмир Дербента Маймун бен Ахмад, которого местная знать заключила в его собственную резиденцию. 18 русских кораблей подошли к городу. Экипаж одного корабля высадился и отправился освобождать эмира. Эмир был выведен, но местные жители перебили русов. После чего остальные корабли русов разграбили местность Маскат (совр. Мушкур, немного южнее Дербента), а затем ушли в Ширван (прикаспийское государство на севере современного Азербайджана).

Маймун продолжил борьбу со знатью. В 989 году гилянский проповедник Муса ат-Тузи обвинил эмира в поведении, недостойном исламского правителя, и потребовал выдать русских гуламов (телохранителей эмира) для обращения в ислам, или казнить их. Маймун отказался и после народных волнений с русами покинул Дербент, за который потом воевал несколько лет с правителем Ширвана. О дальнейшей деятельности русов в Дербенте сведений нет.

Автор «Истории Ширвана» не сообщает, откуда пришли русы на помощь эмиру. Сведения древнеармянских историков позволяют предположить, что речь может идти о византийских наёмниках в Закавказье. Так армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира, рассказывает о ссоре из-за охапки сена в лагере византийского войска (в Армении, 1000 г.) между русами и иверийцами (грузинами):

«Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа.»[9]
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

10 Липня 2017, 22:12:01
Відповідь #2933
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А. А. Горский
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ И ОТТОН I: РЕЧИ ПЕРЕД БИТВОЙ
В древнерусском Начальном летописании под 971 г., в рассказе о балканской войне Святослава Игоревича,
приводятся две речи князя. Первая, краткая, звучит в ходе неудачно вначале складывавшегося сражения
с болгарами: «Уже нам здѣ пасти; потягнемъ мужескы, о братье и дружино!»1
. Вторую Святослав
произносит перед битвой с превосходящими силами византийцев: «Видѣвъши же Русь, убояшася зѣло
множества вои; и рече имъ Святославъ: “уже намъ нѣкамо ся дѣти, волею и неволею стати противу; да
не посрамимъ землѣ Рускыя, но ляжемъ костью ту (вар.: но ляжемъ костьми), мертвии бо срама не имут;
аще ли побѣгнемъ, то срамъ имамъ, и не имамъ убѣжати, нъ станемъ крепко, азъ же предъ вами поиду;
аще моя глава ляжеть, то промыслите о собѣ”. И рѣша воини: “гдѣ, княже, глава твоя, ту и главы наша
сложимъ”»2
.
Рассказ о балканских войнах Святослава в летописи носит легендарный характер. Из сочинения
современника событий византийского хрониста Льва Диакона ясно, что военные действия разворачивались
совершенно иначе3
. Но как раз речи Святослава имеют в повествовании Льва Диакона аналогию. Русский
князь, будучи осажден императором Иоанном Цимисхием в Доростоле на Дунае, произносит речь на
военном совете перед последней битвой у стен города: «Погибла слава, которая шествовала вслед за
войском россов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны,
если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством (которое завещали)
нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно
сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; (мы должны)
либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, (достойные) доблестных
мужей»4
 (οἴχεται τὸ κλέος, ἔφη, ὃ τῇ ‘Ρωσικῆ πανοπλίᾳ συνείπετο, τὰ πρόσοικα καταστρεφομένῃ ἔθνη ἀπονητὶ,
καὶ χώρας ὅλας ἀνδραποδιζομένη ἀναιμωτὶ, εἰ νῦν ἀκλεῶς ‘Ρωμαίοις ὑπείξομεν. ἀλλὰ γὰρ, τὴν ἐκ προγόνων
ἀνειληφότες ἀρετὴν, ἀναλογισάμενοί τε, ὡς ἀκαταγώνιστος ἡ Ῥωσικὴ μέχρι καὶ τήμερον καθέστηκεν ἀλκὴ,
ἐκθύμως ὑπὲρ τῆς σφῶν σωτηρίας διαγωνισώμεθα. οὐδε γὰρ ἔθιμον ἡμῖν θεύγουσιν ἐς τὴν πατρίδα φοιτᾷν,
ἀλλ᾿ ἢ νικῶντας ζῆν, ἢ εὐκλεῶς τελευτᾷν, ἔργα ἐπιδεδειγμένους γενναίων ἀνδρῶν)5
.
Сходное изложение речи Святослава приводит византийский хронист конца XI – начала
XII в. Иоанн Скилица (использовавший общий с Львом Диаконом источник [Сюзюмов, с. 159–163;
Грацианский]), только в более кратком варианте и не прибегая к прямой речи: «Свендослав же убедил
их решиться на еще одну битву с ромеями и – либо, отлично сражаясь, победить врага, либо, будучи
побежденными, предпочесть постыдной и позорной жизни славную и блаженную смерть. Ибо как
возможно было бы им существовать, найдя спасение в бегстве, если их легко станут презирать соседние
народы, которым они прежде внушали страх?»6
 (ὁ Σφενδοσθλάβος παρῄνει μᾶλλον ἔτι ἅπαξ πολεμῆσαι
Ῥωμαίοις, καὶ ἢ καλῶς ἀγωνισαμένους ἐπικρατεῖς τῶν ἐναντίων γενέσθαι, ἢ ἡττηθέντας αἰσχίστης ζωῆς καὶ
ἐπονειδίστου εὐκλεᾶ καὶ μακάριον προτιμήσασθαι θάνατον. ἀβίωτον γὰρ ἔσται αὐτοῖς δρασμῷ τὴν σωτηρίαν
πορισαμένοις, εἴπερ μέλλοιεν εὐκαταφρόνητοι ἔσεσθαι τοῖς γειτονοῦσιν ἔθνεσιν, ἃ τὸ πρόσθεν αὐτοὺς
σφοδρῶς ἐδεδίεσαν7
).
Текстуальное сходство речи, приведенной Львом Диаконом и пересказанной Скилицей, с теми, что
записаны в летописи, отмечалось не раз [Повесть временных лет, с. 317; Левченко, с. 283–284; Королев,
с. 206]. Действительно, сопоставление не оставляет возможности допустить случайное совпадение.
1. «Потягнемъ мужескы» – «проникнемся мужеством» (ἀνειληφότες ἀρετὴν) – совпадение дословное8
. 2. «да не посрамимъ землѣ Рускыя» – «легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития
порабощавшим целые страны… мощь россов до сих пор была несокрушимой» (τὰ πρόσοικα καταστρεφομένῃ
ἔθνη ἀπονητὶ, καὶ χώρας ὅλας ἀνδραποδιζομένη ἀναιμωτὶ… ὡς ἀκαταγώνιστος ἡ Ῥωσικὴ μέχρι καὶ τήμερον

καθέστηκεν ἀλκὴ) – присутствует общий мотив славы Руси (у Льва Диакона в развернутом виде, в
летописи – в лаконичной форме).
3. «ляжемъ костью ту, мертвии бо срама не имут» – «умереть со славой» (εὐκλεῶς τελευτᾷν) – один и
тот же смысл.
4. «Аще ли побѣгнемъ, то срамъ имамъ» – «Погибла слава… если мы теперь позорно отступим перед
ромеями» (οἴχεται τὸ κλέος… εἰ νῦν ἀκλεῶς ‘Ρωμαίοις ὑπείξομεν) – совпадение дословное.
5. «Не имамъ убежати» – «Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством» (οὐδε γὰρ
ἔθιμον ἡμῖν θεύγουσιν ἐς τὴν πατρίδα φοιτᾷν) – совпадение дословное.
6. «станемъ крепко» – «будем ожесточенно сражаться за свою жизнь» (ἐκθύμως ὑπὲρ τῆς σφῶν σωτηρίας
διαγωνισώμεθα) – совпадение практически дословное.
Совпадают, таким образом, шесть мотивов, при этом в четырех встречается дословное совпадение.
Объяснить такое сходство можно либо текстуальным заимствованием, либо тем, что имела место реальная
речь Святослава, которая получила значительную известность, передавалась изустно и в русской, и в
византийской среде, в результате чего дошла и до летописца, записавшего ее (в виде двух речей9
) в
конце X или начале XI в., и до греческого хрониста. Византийских сочинений, посвященных балканской
войне Святослава, русские летописцы не знали. Выдвигалось (хотя и не получило значительной
поддержки) предположение, что летописный рассказ об этой кампании мог опираться на какую-то
болгарскую хронику, передающую византийскую версию событий (возможно, принадлежащую общему
источнику Льва Диакона и Скилицы) ([Шахматов, с. 94–95; Сюзюмов, с. 162]; см. критику этой точки
зрения: [Толочко]).
Но до сих пор не обращалось внимания на то, что речи Святослава в летописи и у Льва Диакона
– Скилицы имеют сходство, и весьма близкое, с еще одной речью, произнесенной шестнадцатью годами
ранее другим правителем, современником Святослава. Это речь германского короля Оттона I, в 955 г.
перед решающей битвой с венграми на р. Лех, положившей конец венгерской экспансии в Центральной
Европе. Самая ранняя запись этой речи – в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского, современника
событий: «“Нам необходимо запастись мужеством в столь тяжелом испытании, мои воины; это видно
и вам самим, ибо вы имеете дело с противником, стоящим не [где-то] вдали от вас, а [непосредственно]
перед вами. До сих пор с помощью ваших неутомимых рук и вашего славного непобедимого оружия я
одерживал победы везде за пределами моей страны и державы, так неужели же мне теперь в своей земле,
своем королевстве, надо показать [врагам] спину? Знаю, что противник превосходит нас числом, но не
доблестью и не оружием; как нам известно, значительная часть [вражеского войска] совершенно лишена
всякого оружия и, что служит нам величайшим утешением, лишена Божьей помощи. Им служит оплотом
лишь собственная дерзость, нам же – надежда на Бога и его покровительство. Позорно было бы, если
бы мы, ныне повелители почти всей Европы, сдались врагам. Уж лучше, если близок конец, мои воины,
со славой умрем, чем, поддавшись врагу, будем в рабстве влачить нашу жизнь или подобно несчастным
животным кончать ее на виселице. Я бы сказал больше, мои воины, если бы я знал, что с помощью слов
можно увеличить доблесть и смелость в ваших душах. Лучше уж начнем беседу [с врагом] с помощью
меча, чем с помощью языка”. Сказав это, он поднял щит и священное копье и первым направил коня
на врага, выполняя обязанность и храбрейшего воина, и выдающегося полководца»10 (“Opus esse nobis
bonorum animorum in hac tanta necessitate, milites mei, vos ipsi videtis, qui hostem non longe, sed coram positum tolerates. Hactenus enim inpigris manibus vestris ac armis semper invictis gloriose usus extra solum et
imperium meum ubique vici, et nunc in terra meo et regno meo terga vertam? Superamur, scio, multitudine, sed
non virtute, sed non armis. Maxima enim ex parte nudos illos armis omnibus penitus cognovimus et, quod maximi
est nobis solatii, auxilio Dei. Illis est sola pro muro audatia, nobis spes et protectio divina. Pudeat iam nunc
dominos pene totius Europae inimicis manus dare. Melius bello, si finis adiacet, milites mei, gloriose moriamur,
quam subiecti hostibus vitam serviliter ducamus aut certe more malarum bestiarum strangulo deficiamus. Plura
loquerer, milites mei, si nossem verbis virtutem vel audatiam animis vestris augeri. Modo melius gladiis quam
linguis colloquium incipiamus”. Et his dictis, arrepto clipeo ac sacra lancea, ipse primus equum in hostes vertit,
fortissimi militis ac optimi imperatoris officium gerens11).

Между летописными речами Святослава и речью Оттона обнаруживаются следующие
параллели:
1. «Уже нам здѣ пасти» – «если близок конец» (si finis adiacet) – один и тот же смысл.
2. «Потягнемъ мужескы, о братье и дружино» – «Нам необходимо запастись мужеством в столь
тяжелом испытании, мои воины» (Opus esse nobis bonorum animorum in hac tanta necessitate, milites mei)
– совпадение дословное12.
3. «Уже намъ нѣкамо ся дѣти, волею и неволею стати противу» – «вы имеете дело с противником,
стоящим не [где-то] вдали от вас, а [непосредственно] перед вами» (hostem non longe, sed coram positum
tolerates) – один и тот же смысл, констатация неизбежности битвы.
4. «да не посрамимъ землѣ Рускыя» – «До сих пор с помощью ваших неутомимых рук и вашего славного
непобедимого оружия я одерживал победы везде за пределами моей страны и державы, так неужели же
мне теперь в своей земле, своем королевстве, надо показать [врагам] спину?» (Hactenus enim inpigris
minibus vestris ac armis simper invictis gloriose usus extra solum et imperium meum ubique vici, et nunc in terra
meo et regno meo terga vertam?) – сходно упоминание своей земли13.
5. «ляжемъ костью ту, мертвии бо срама не имут» – «со славой умрем» (gloriose moriamur) – один и тот
же смысл.
6. «Аще ли побѣгнемъ, то срамъ имамъ» – «надо показать [врагам] спину? ...Позорно было бы, если бы
мы… сдались врагам» (terga vertam? ...Pudeat iam… inimicis manus dare) – близко по смыслу и включает
дословное совпадение14.
7. «азъ же предъ вами поиду» – «он поднял щит и священное копье и первым направил коня на врага»
(arrepto clipeo ac sacra lancea, ipse primus equum in hostes vertit) – один и тот же мотив: правитель первым
идет в бой; в летописи он включен в речь, у Видукинда описан как действие короля.
Совпадает также мотив численного превосходства противника: у Видукинда он звучит в речи
Оттона (Superamur, scio, multitudine), в летописи об этом сказано до речи Святослава: против 10 тысяч
его воинов греки выставили 100 тысяч, и «видѣвъши же Русь, убояшася зѣло множества вои»15.
Не менее значительно сходство со словами Оттона речи Святослава в изложении Льва Диакона.
1. «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском россов, легко побеждавшим соседние народы
и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями»
(οἴχεται τὸ κλέος… ὃ τῇ ‘Ρωσικῆ πανοπλίᾳ συνείπετο, τὰ πρόσοικα καταστρεφομένῃ ἔθνη ἀπονητὶ, καὶ χώρας
ὅλας ἀνδραποδιζομένη ἀναιμωτὶ, εἰ νῦν ἀκλεῶς ‘Ρωμαίοις ὑπείξομεν) – «До сих пор с помощью ваших
неутомимых рук и вашего славного непобедимого оружия я одерживал победы везде за пределами моей
страны и державы, так неужели же мне теперь в своей земле, своем королевстве, надо показать [врагам]
спину? ...Позорно было бы, если бы мы… сдались врагам» (Hactenus enim inpigris minibus vestries ac
armis simper invictis gloriose usus extra solum et imperium meum ubique vici, et nunc in terra meo et regno meo
terga vertam? …Pudeat iam… inimicis manus dare) – совпадение местами дословное.
2. «проникнемся мужеством» (ἀνειληφότες ἀρετὴν) – «Нам необходимо запастись мужеством в
столь тяжелом испытании» (Opus esse nobis bonorum animorum in hac tanta necessitate) – дословное
совпадение.
3. «легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны… мощь
россов до сих пор была несокрушимой» (τὰ πρόσοικα καταστρεφομένῃ ἔθνη ἀπονητὶ, καὶ χώρας ὅλας
ἀνδραποδιζομένη ἀναιμωτὶ… ὡς ἀκαταγώνιστος ἡ Ῥωσικὴ μέχρι καὶ τήμερον καθέστηκεν ἀλκὴ) – «мы,
ныне повелители почти всей Европы» (nunc dominos pene totius Europae) – один и тот же мотив прежних
побед и славы.
4. «Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством» (οὐδε γὰρ ἔθιμον ἡμῖν θεύγουσιν ἐς τὴν
πατρίδα φοιτᾷν) – «надо показать [врагам] спину?» (terga vertam?) – один и тот же смысл.
5. «(мы должны) либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой» (ἀλλ᾿ ἢ νικῶντας ζῆν, ἢ
εὐκλεῶς τελευτᾷν) – «со славой умрем» (gloriose moriamur) – совпадение дословное.
Сходство речи Оттона с речами Святослава в русском и греческом изложении, таким образом,
не меньшее, чем между речами русского князя по летописи и Льву Диакону. Случайность совпадений
поэтому исключена. Даже если допустить, что фразы о необходимости проявить мужество, позорности
бегства и готовности умереть со славой – некие топосы, которые могли появиться независимо, остается

близкое сходство мотивов 1 и 3 между летописью и Видукиндом и 1 и 3 между Львом Диаконом и
Видукиндом. Впрочем, на самом деле других сопоставимых, с дословными совпадениями, аналогий и для
названных выше на первый взгляд напрашивающихся в речи перед битвой мотивов не обнаруживается.
Так, признано, что речь Оттона в изложении Видукинда испытала влияние античного источника –
речи Катилины по Саллюстию16. Однако при этом в речи Катилины мотив необходимости сражаться
мужественно хотя и присутствует, но текстуальное сходство меньше, чем между речами Оттона и
Святослава, о пагубности бегства говорится, но без указания на постыдность этого поступка, а мотив
гибели со славой не звучит вовсе17; то есть даже во фрагменте, текстуально несомненно связанном
с изложением речи Оттона Видукиндом, сходство с ней слабее, чем между речью Оттона и речами
Святослава в русском и греческом изложении.
Фактически не вошли в речи Святослава только мотивы, неуместные в обстановке русско-
византийской войны, – о плохом вооружении противника и отсутствии у него Божьей помощи, а также
заимствованный Видукиндом из речи Катилины – о бесполезности слов при отсутствии храбрости. По
сути дела, речь Оттона и речи Святослава в летописи и у Льва Диакона (и Скилицы) – три варианта
одной и той же речи, с поправкой на различие языков и исторических ситуаций. При этом некоторые
мотивы присутствуют во всех трех вариантах, некоторые же – только в русском и греческом, русском
и латинском или греческом и латинском (см. таблицу 1). Версия о болгарском источнике-посреднике
между византийским изложением событий и летописью, следовательно, должна отпасть: она, во-первых,
требует допущения знакомства составителя общего источника Льва Диакона – Скилицы с речью
Оттона; во-вторых, никаким допущением не объяснить, как возникло большее сходство с нею некоторых
мест летописных речей в сравнении с изложением Льва Диакона и Скилицы (параллели 1, 2 и 3 между
летописью и Видукиндом)18. И, следовательно, единственной версией появления связи между речами
Оттона и Святослава может быть предположение, что реальная речь русского князя, отразившаяся
независимо в летописи и у Льва Диакона – Скилицы, подражала речи Оттона.

Благодаря в первую очередь трудам А. В. Назаренко ныне не вызывает сомнений, что между
Русью и Германией связи во второй половине X столетия не просто существовали, но были достаточно
постоянными [Назаренко, 1994, с. 61–138]. В 959 г. мать Святослава и правительница Руси Ольга
отправила посольство к Оттону с просьбой прислать на Русь епископа. Результатом стал приезд в
Киев в 961 г. епископа Адальберта, имевшего опыт миссионерской деятельности у западных славян.
Итог миссии оказался неудачен (исследователи полагают, что сыграла роль позиция Святослава,
сохранявшего, по летописному свидетельству, верность язычеству), но Адальберт пребывал некоторое
время на Руси20. Разумеется, он и его спутники общались в первую очередь с правящим семейством
– Ольгой и Святославом. Имея целью вовлечение Руси в лоно римской церкви, они должны были
говорить о могуществе своего государя, коль скоро успех миссии сулил Руси союз с ним. Самой же
славной (и совсем недавней) победой Оттона был разгром, учиненный хорошо знакомым Руси венграм.
Возможно, содержание речи Оттона, произнесенной перед этим сражением, стало известно Святославу
еще тогда. Позже, в конце 60-х годов Х в., имели место дипломатические контакты между Русью и
Германией, приведшие к военно-политическому союзу двух государств, направленному против Византии
[Назаренко, 1994, с. 80–98; Назаренко, 2001, с. 311–338]; информация о знаменитой речи императора
могла быть доведена до Святослава и во время этих переговоров21.
С воздействием рассказа о победе Оттона может быть сопоставлен еще один упоминаемый
Львом Диаконом и остававшийся непонятным факт. Излагая речь Святослава византийским послам
во время переговоров, происходивших в 970 г., хронист приводит такую угрозу: «Если же ромеи не
захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и
убираются в Азию» (εἰ δ᾽ οὐ βούλεσθαι Ῥωμαίους ταῦτα καταβαλεῖν, ἀλλὰ τῆς Εὐρώπης θᾶττον ἀφίστασθαι,
ὡς μὴ προσηκούσης αὐτοῖς, καὶ πρὸς τὴν Ἀσίαν μετασκευάζεσθαι)22. Такое суждение в устах русского князя
выглядит на первый взгляд странно23. Но если у Льва Диакона точно передана речь князя на совете
в Доростоле летом 971 г. (которую греки не могли слышать), то содержание переговоров с послами,
которые обязаны были передавать императору точные сведения, тем более вряд ли могло быть вымышлено
(ср.: [Петрухин, с. 165–166]). Между тем сходство с этими словами Святослава можно усмотреть в
речи Оттона: «Позорно было бы, если бы мы, ныне повелители почти всей Европы, сдались врагам»
(Pudeat iam nunc dominos pene totius Europae inimicis manus dare). В обоих фразах присутствует один
мотив – претензии на власть над Европой. Святослав, как и Оттон, расширял владения в ее пределах,
только в Юго-Восточной Европе. Оттон теснил в конце 60-х годов Х в. Византию в Италии, Святослав
(вероятно, в союзе с ним [Назаренко, 2001, с. 337–338]) – на Балканах.
Таким образом, можно полагать, что Святослав Игоревич, князь, не воспринявший проповедь
христианства со стороны германского короля, тем не менее оказался впечатлен тем, что рассказывали его
посланники в 960-х годах о полководческих подвигах Оттона; это отразилось в речах русского князя,
в первую очередь в произнесенной перед сражением с византийцами в 971 г. под Доростолом, которая
произвела сильное впечатление на современников и была донесена как русской, так и византийской
традицией историописания24.
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

11 Липня 2017, 02:10:50
Відповідь #2934
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю


Торки = Торцы :lol:

Все-таки интересно сейчас слышать мнение что товарищ Шахматов и товарищ Лихачев, намерено занимались фальсификацией перевода пвл. Как сказал товарищ Спицын Евгений. Сделал банальный фальсификат, в месте принесения присяге дружны Игорька... Прелестно...



На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

11 Липня 2017, 02:39:29
Відповідь #2935
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Украинский учебник за 7 класс.
Армия Святослава 60 тысяч... А армия Византии в три раза больше... Дядя если бы армия Византии была в три раза больше она бы не Доростол осаждала, а в Китае где нить тормознула свой поход, Святослава бы не заметила, как Русь и всю Азию...  :lol:
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

11 Липня 2017, 02:51:41
Відповідь #2936
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

11 Липня 2017, 18:45:47
Відповідь #2937
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Страна Сарматия, а это земля бурджан 74, ее середина на долготе 45 0 и широте 52 0 (1596). Страна ат-Тира 75, ее середина на долготе 57 0 и широте 53 0 (1597). Страна Таврика, примыкающая к ат-Тире 76, ее середина на долготе 58 30 и широте 53 30 (1598). Страна Сарматия, а это земля алан 77, ее середина на долготе 78 0 и широте 59 30 (1599). Страна Скифия, а это земля тюрок, ее середина на долготе 114 0 и широте 57 30 (1600). Страна Скифия, а это земля тугузкузов 78, ее середина на долготе 143 0 и широте 59 30 (1601). Страна Серика, а это земля Синистан 79, ее середина на долготе 152 0 и широте 54 30 (1602). Страна Маджудж на долготе 171 30 и широте 58 0 (1603).

Реки и источники за седьмым климатом

Река Танаис: 80 ее начало — из источника на долготе 68 30 и широте 56 50 (2361), она идет к основанию города Наварис 81, возвращается и впадает в озеро 82 на долготе 66 30 и широте 57 30 (2362). От этой реки отходит река 83, начало которой на [101] долготе 68 0 и щироте 58 0 (2363), ее впадение в озеро — на долготе 67 30 и широте 57 20 (2364).

Озеро; начало его береговой линии на долготе 58 45 (2379), она идет к долготе 59 40 (2380), начиная с места впадения четырех рек 84 по величине ширины четырех рек в обе стороны до тех пор, пока с каждой стороны она не дойдет до моря на долготе 68 30 и широте 52 30 (2381). Береговая линия проходит через город Тирми 85 и подходит к пяти рекам, впадающим в него, на долготе 69 0 (2382), а начинаются они на Гиппийских горах 86, она доходит до основания города Танаиса 87, а затем идет до места с долготой 68 40 и широтой 57 40 (2383), далее она идет до места с долготой 62 0 и широтой 5530 (2884). Далее она идет к месту ниже впадения четырех рек. Далее из него выходят две реки между двумя морями, эти две реки впадают в Северное море 88. Вот изображение этого (рис. 1).

Река Ра 89: ее начало на горе с долготой 72 20 и широтой 60 30 (2385), она проходит через место с долготой 81 30 и широтой 58 30 (2386), идет до места с долготой 75 40 и широтой 57 20 (2387), проходит, ударяясь об одну из двух башен, которые построил Зу-л-Карнайн 90 и впадает в море на долготе 81 10 и широте 49 20 (2388) 91. [102]

МУХАММАД АЛ-ХОРЕЗМИ
КНИГА КАРТИНЫ ЗЕМЛИ

Книга картины земли это арабская переработка географии Пталомея
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

11 Липня 2017, 19:10:45
Відповідь #2938
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
В 5-6-й секциях VII климата, где можно было бы ожидать появления обещанного рассказа о городах народа ан-нибарийа, ничего подобного не содержится. Эти разделы своего труда ал-Идриси посвятил характеристике северных областей Руси, Кумании и Волжской Булгарии 193. То, что именно в эти главы должно было быть помещено описание городов народа ан-нибарийа, очевидно при взгляде на карту к "Нузхат ал-муштак". Там на стыке 5-6-й секций VII климата в полном соответствии с данными текста показана впадающая в Черное море Русская река, а между шестью ее истоками, текущими с горы Кукайа,

97

обозначены и шесть городов. Названия их таковы (с запада на восток): 1) Лука; 2) (А)ст(а)ркуса (в рукописи L вместо буквы вав стоит pa, а в списке О буква та заменена на ба, а вав - на фа); 3) Б(а)руна 4) Бус(а)да (в рукописи L первая буква написана нечетко и может быть принята за лам, в рукописи О все название написано крайне неразборчиво); 5) Х(а)рада (в рукописи О - Х(а)трада или Х(а)трара; в списке Кс - Бу'рада); 6) (А)б'ада (с нечетко написанной в рукописях Р и L буквой ба, которую можно принять за лам) или (А)нкада (O); (А)лгада (Кс) 194. В нижнем течении Русской реки располагалась, судя по надписи на карте, Кумания, а в верховьях - страна, названная по имени живущего там народа, ан-Нибарийа. В названии этой страны на картах разных рукописей, в отличие от текста, очень неясная постановка диакритических точек при буквах нун и ба. Наряду с чтением Нибарийа возможно также Бинарийа или Бийарийа.

Помимо "Нузхат ал-муштак" информация об этих шести городах имеется и в другом труде географа, так называемом "Малом Идриси", представляющем собой, как мы уже говорили, сокращенную авторскую редакцию основного сочинения ал-Идриси. Сведения, содержащиеся в "Малом Идриси", несколько отличаются от тех, которые имеются в "Нузхат ал-муштак", и, что очень важно, существенно дополняют последние.

Само название народа ан-нибарийа не встречается в "Малом Идриси" - ни в тексте, ни на карте. Однако в тексте упоминаются города, названия которых позволяют уверенно отождествить их с городами народа ан-нибарийа, нанесенными на карту к "Нузхат ал-муштак". При этом данные о пяти городах со сходными названиями приводятся не сами по себе, а в составе дорожников. Так, положение города Астаркуса определяется относительно "земли огнепоклонников" (ард ал-маджус) - этот город, согласно дорожнику, находился в 100 милях на восток от нее. От города Астаркуса до города Бусада - 80 миль, а оттуда до города Алгада - 100 миль. Говорится, что эти три города, а также город Лука лежат на реке Булга (или Мулга). После пропуска в тексте сказано, что от города Буграда до города Алгада один день пути 195.

На карте "Малого Идриси" к 5-й секции VII климата обозначены все шесть интересующих нас городов. Они расположены не между истоками Русской реки, как в "Нузхат ал-муштак", а в приморском районе, омываемом морем Мрака. Гора Кукайа остается к северо-востоку от них. Между городами, разделяя их на две части (по три города к западу с одной стороны и к востоку - с другой), показана безымянная река, впадающая в море. В написании названий городов на карте "Малого Идриси" имеются некоторые особенности по срав-

98

нению с написанием названий в "Нузхат ал-муштак": 1) Бука; 2) (А)ст(а)ркуда; 3) Б(а)руни; 4) Бунида; 5) Бу'рада; 6) (А)лгада 196.

Возможно, в "Малом Идриси" сохранилась та часть текста, которую географ по каким-то причинам не ввел в "Нузхат ал-муштак" вопреки своему первоначальному намерению. Не случайно в "Малом Идриси" сведения о городах находятся именно там, где они должны были бы быть в "Нузхат ал-муштак" - в 5-й секции VII климата. Можно сказать, что "Малый Идриси" и "Нузхат ал-муштак" в этой части взаимно дополняют друг друга: в "Нузхат ал-муштак" имеется описание народа ан-нибарийа и названия подвластных ему городов, а в "Малом Идриси" сохранились данные, отсутствующие в основном сочинении ал-Идриси, - дорожники с указанием расстояний между этими городами.

Относительно идентификации Русской реки, народа ан-нибарийа и принадлежащих ему городов было высказано немало различных мнений.

http://janaberestova.narod.ru/konovalova.htm

И.Г.КОНОВАЛОВА

ВОСТОЧНАЯ
ЕВРОПА
в сочинении
ал-Идриси

МОСКВА
Издательская фирма
"ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА" РАН
1999
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

11 Липня 2017, 19:15:41
Відповідь #2939
Offline

v.w.Jass


Offline v.w.Jass

  • Свобода или смерть!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5906
  • Країна: 00
  • Карма: +45/-40
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 36
  • Я Твой Бог
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Русская река

Что касается Русской реки, то ее устье большинство исследователей отождествляют с Керченским проливом, а саму реку - с Доном и его притоками 197. Ф.К.Брун видел в ней впадающую в Таганрогский залив р. Кальмиус 198. Некоторые историки и археологи, специально не занимавшиеся анализом "Нузхат ал-муштак", склонны видеть в Русской реке р. Кубань 199. В.М.Бейлис, в отличие от других исследователей уделивший много внимания выявлению источников, в том числе письменных, сведений ал-Идриси о Северо-Восточном Причерноморье, полагает, что рассматриваемый гидроним представляет собой сложное понятие, в котором можно выделить как следы знакомства информаторов с реальными реками Доном, Северским Донцом и, возможно, Кубанью, так и не вполне отчетливые отголоски книжных данных, связанных с картографическими трудами ал-Хваризми и Птолемея 200.

В локализации городов и идентификации самого народа ан-нибарийа гораздо больше неопределенности, чем в отождествлении Русской реки.

Прежде всего, был предложен целый ряд конъектур для чтения наименования народа. Первые исследователи данного фрагмента И.Лелевель и К.Миллер полагали, что чтение должно быть исправлено на *Баназийа, что, по их мнению, являлось арабской формой передачи топонима "Пенза" 201. К.Миллер считал Беназийю полумифической страной и помещал ее в "мордовских лесах". Эта точка зрения не нашла последователей в силу ее очевидной исторической несостоятельности, поскольку во времена ал-Идриси топоним Пенза был неизвестен даже русским летописцам, не говоря уже об ученых из далекого Палермо.


Ф.К. Брун Прекрасный ученый
На кухню к повару,
который был зевака,
Зашла голодная собака.
Зашла незваная и по-собачьи мнит:
Здесь много всякого припаса,
И плохо все лежит,
Так я могу схватить любой
кусочек мяса.

Форум Краматорська

Re: Торки
« Відповідь #2939 : 11 Липня 2017, 19:15:41 »