Город в котором хочется жить (с)
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? СТАНЕТ ЛИ КРАМАТОРСК БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГОРОДОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ
http://www.kramatorskpost.com/2017/05/02/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5/Машиностроение никуда из города не денется, но авторы новой стратеги развития Краматорска делают больший упор на стартапы, инновации и комфортные условия
“Для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок…”
....
Инвестиции – в людей и нтеллект
Однако, есть другой вариант привлечения инвестиций – не в здания, сооружения и производственное оборудование, а в “человеческий капитал”, в людей. С точки зрения инвестора, как мне кажется, риски подобного вложения значительно ниже – люди куда мобильнее заводов. Не одна и не две IT компании Краматорска весной 2014 года просто переместились из зоны нестабильности, их главным активом были люди, грамотные специалисты, команды. И эти команды быстро и успешно продолжили свою деятельность в других городах.
С точки зрения возможностей инвестиций в людей Краматорск имеет ряд преимуществ и возможностей. Значительная прослойка людей, имеющих базовое высшее техническое образование (основу, на которой можно учить дальше), наличие нескольких вузов технического и гуманитарного направления (своих или перемещенных с оккупированных территорий). Относительная близость к линии разграничения (при относительной безопасности в городе), как ни странно, создает определенные возможности – сюда могут переехать специалисты с оккупированной территории, имеющие там какие-то якоря – пожилых родственников, недвижимость, просто нежелание далеко уезжать от привычных мест, словом, те, кто предпочитает жить на контролируемой территории, но не слишком далеко. Мы могли бы стать центром концентрации этих кадров.
Наиболее очевидным приложением труда этих категорий видится сфера IT, но я бы ей не ограничивался. Предпочитаю термин “интеллектуальный аутсорсинг” – то есть продажу каких-либо услуг, интеллектуального продукта, жителями города иногородним или иностранным потребителям. Это может быть и IT, и научная деятельность, и работа переводчиков, копирайтеров, архитекторов, дизайнеров, сотрудников удаленных call-центров и т.д. и т.п. – логический ряд каждый может продолжить сам, наверняка, я чего-то не учел.
Главное – это интеллектуальный труд, плата за который приходит в город извне. Почему интеллектуальный – потому что инвестиции в подготовку такого специалиста относительно безопасны. Почему извне – город нуждается во внешних финансовых поступлениях, они, многократно оборачиваясь, способны стимулировать и внутренний спрос – торговлю и внутренние услуги.
Вот об этом, на мой взгляд, первая стратегическая
цель A – инновационная экономика. Это и взаимодействие бизнеса с наукой и образованием, и различные новые формы организации труда (хабы, коворкинги и т.п.), продвижение современных форм обучения (онлайн курсы при публичных библиотеках с участием толковых преподавателей вузов, например), и поиск инвесторов, нуждающихся в образованном персонале и готовых вкладывать в его подготовку и развитие. Кстати, думаю наши крупные промышленные предприятия тоже будут развиваться в сторону интеллектуализации своих производств – время такое. В общем, в городе есть мозги и идеи, нужно дать им точку опоры и они перевернут город.
В тоже время можно выдвинуть против вышеизложенного два серьезных контраргумента. Во-первых, высококвалифицированная работа на производстве или в сфере “интеллектуального аутсорсинга” доступна не всем. У людей есть разный образовательный уровень, разные жизненные ситуации – не всякий шахтер-переселенец с закрытой шахты готов переучиться на айтишника . Но этим людям также необходимо найти место приложения своего труда, обеспечить себе достойную жизнь, а городу налоги. Иначе социальная неустроенность будет плодить нам “дэнээры” раз за разом. Во-вторых, как уже упоминалось выше, люди, работающие головой мобильны. Для инвестора это хорошо – обученный им персонал может материализоваться в любом месте. Для города это проблема – если этим людям не будет комфортно, то они уедут, вне зависимости от наличия проблем с безопасностью. Хуже того – они УЖЕ уезжают.
Комфортная среда
Закрыть эти проблемы может реализация стратегической
цели B – комфортная городская среда. Сама по себе она сможет снизить отток квалифицированных кадров, а процесс ее создания – обеспечить связывание избытков невостребованной рабочей силы. Нам жизненно необходимо создавать современные продуманные и удобные общественные пространства улиц, площадей, скверов, парков, стимулировать открытие кафе, баров, клубов, дискотек, театров, физкультурных комплексов, арт-объектов, проводить фестивали, развивать велоинфраструктуру и инфраструктуру качественного общественного транспорта, мыть и чистить наш город до блеска, в пределах компетенции городских властей улучшать ситуацию в здравоохранении и образовании. Иначе рано или поздно и потенциальные ITшники, и будущие квалифицированные станочники и инженеры заводов, и прочие драйверы нашего роста окажутся в других городах. А мы останемся с кое-как отремонтированным советским городом 70х годов прошлого века, не имеющим будущего.
Комфорт стоит денег, и это уже не инвестиции и вопрос не к бизнесу, это вопрос к бюджетам – от местного в меру его возможностей, до государственного в меру его политической воли по развитию прифронтовых территорий. А пока есть международный интерес – и вопрос грантов, а также других форм финансирования со стороны международных организаций.
Отдельно хочу высказать мысль о том, что в работе по формированию и поддержанию комфортной городской среды не следует излишне увлекаться внедрением новых технологий и экономической эффективностью. Одна модная машина, подметающая улицы, возможно эффективнее сотни дворников. Но сотня дворников это сотня рабочих мест, налоги, в том числе частичный возврат денег в местный бюджет через НДФЛ, выплаченная зарплата, отнесенная местному торговому и сервисному бизнесу. А машина (при всей ее локальной эффективности) это сотня безработных, получающих пособие, и рост социальной напряженности в городе. Думаю, что создание значительного количества рабочих мест в сфере благоустройства (за бюджетный счет, да) будет правильным шагом. Историю Рузвельта и строительство американских дорог в период Великой Депрессии стоит помнить.
Однозначно необходимым условием реализации целей A и B является “інституційна спроможність” органов местного самоуправления – то есть готовность и способность правильно смотреть на вещи, правильно ставить локальные цели и задачи, эффективно их решать, поддерживая feedback от клиента – а городская власть это сервисная функция, все мы ее клиенты. Этому и посвящена стратегическая цель C, которая, на мой взгляд, недостаточно проработана в имеющемся проекте. Исполнительные органы городского совета нуждаются, на мой взгляд, в формализации и описании выполняемых бизнес-процессов, их ориентации на потребности клиента, выделении и документальной фиксации ключевых показателей эффективности деятельности структур (KPI), переводом бизнес-процессов и документооборота в электронную форму. Сюда же я бы отнес установление рыночной стоимости оплаты труда в пределах компетенции городского совета (надеюсь, отчасти этот вопрос будет решен вступлением в силу Закона “О службе о органах местного самоуправления”).
Последняя
цель – D – касается безопасности: от освещения улиц и безопасности дорожного движения, до систем гражданской защиты населения и экологии. Ценность ощущения безопасности, думаю, очевидна. Да, мы имеем ключевой фактор, негативно влияющий на это ощущение – война в нескольких десятках километров, и решение этой проблемы выходит за пределы наших возможностей и компетенций. Но уделить внимание тем составляющим безопасности, до которых мы можем “дотянуться” уже немаловажно.
Юрий Трембач, член исполкома Краматорска, участник рабочей группы по созданию стратегии развития города